Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Консультация «Приобщение детей к чтению художественной литературы»

Дата: 21 февраля 2022 в 17:00
Автор: Ивуть Н. И.
115 просмотров

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получением информации из общедоступных источников. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением.

Обращение к проблеме приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе, как средство развитие речи, обусловлено рядом причин:

во-первых, как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме, а также затронут только её поверхностный пласт;

во-вторых, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения;

в-третьих, воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.

В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т. д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.

Ребенок начинает знакомиться с литературой в раннем возрасте. Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Одной из особенностей восприятия литературного произведения детьми является сопереживание героям. Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами.

Но далеко не каждый может построить развернутый и связный рассказ, придумать собственную сказку, сочинить стихотворение. Не каждый даже может понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного. Как же ему помочь? Художественные произведения в символической форме раскрывают перед детьми смысл человеческих отношений, переживаний. Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.

Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е. А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок.

Н. С. Карпинская считает, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности при ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми и изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.

Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы, необходимо знать психологические особенности восприятия и понимания этого вида искусства дошкольниками.

Проблема детского чтения является одной из наиболее актуальных и животрепещущих проблем современного мира. Детям перестали читать, а значит, страдают грамотность, и интеллект, и эмоциональное и нравственное воспитание, и многие составляющие гармоничного развития личности. А именно гармоничное развитие личности является одной из главных задач, стоящих перед педагогами. В наше время особенно актуален вопрос о признании процесса чтения определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении ребёнка.

Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили негативные тенденции: заметно снижен интерес к чтению у младших дошкольников и подростков; резко сокращена доля чтения в структуре свободного времени детей. Многие современные дети не знают героев старых добрых сказок, предпочитая им героев блокбастеров и компьютерных игр. Конечно, у каждого времени – свои литературные герои, но неслучайно сказки и легенды передаются из поколения в поколение вот уже много лет и служат прекрасным воспитательным средством.

В круг детского чтения должны входить издания, предназначенные непосредственно дошкольникам. Это разные дизайнерские типы детских книг, которые составляют библиотечку детского сада: книжки-малышки, игрушки, театр, панорамы, книжки-раскраски, а также оригинальные книги, например, озвученные с помощью технических средств.

Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения. Приобщение детей к литературе должно начинаться с раннего возраста, но, к сожалению, в большинстве случаев эту работу приходиться начинать только в детском саду, так как не все родители понимают необходимость данной работы с самого рождения

Консультация для родителей "Приобщение ребенка к художественной литературе"

Советы и рекомендации для родителей

по приобщению ребенка к книге

  1. Если вы хотите видеть ребенка подготовленным к жизни, сделайте его грамотным читателем.
  2. Не обольщайтесь, замечая вашего ребенка каждый день с новой книгой. Обратите внимание на это явление: возможно, для ребенка важно не содержание книги, а количество прочитанных страниц, не восприятие смысла читаемого, а процесс чтения.
  3. Подготовкой читателя в дошкольнике надо заниматься, с ним надо работать, чтобы не упустить лучший сензитивный (чувствительный) период в развитии ребенка, в воспитании человека, который привыкнет добывать знания, и процесс увлеченной работы над книгой станет частью его жизни. Именно сейчас, когда ребенок готовится к школе, необходимо много читать, обсуждать, анализировать прочитанное.
  4. Необходимо пересмотреть то, что читалось ребенку в период дошкольного детства, и понять, не пропущено ли чего либо. Детские книги необходимо читать вовремя. Далее они (или некоторые из них) могут стать неинтересными ребенку.
  5. Родители должны осознать, что совместное чтение не следует прерывать, понадеявшись, что задачи выполнены, ребенок читает и можно подумать о своих интересах.
  6. Не забудьте купить малышу книгу вашего детства, любимую вами и памятную для вас. Именно с нее начните серьезное приобщение ребенка к литературе.
  7. Совместное чтение должно стать более глубоким по содержанию и более разнообразным по формам обсуждения прочитанного.
  8. Особое внимание родители должны уделить посещению библиотеки. Ребенку важно иметь «своего» библиотекаря.
  9. Особое внимание обратите на экранизации художественных произведений. Проведите беседу о том, что интереснее: книга или сам фильм; что увлекательнее, выразительнее и почему.
  10. Прежде чем прочесть книгу вместе с ребенком или предложить ее для чтения ему самому, задумайтесь, какое воздействие она может оказать на маленького читателя.
  11. Следите, чтобы шрифт в книге не был мелким, чтобы листы были из плотной белой бумаги, а иллюстрации – цветными. Рисунок должен быть «простым и внятным».
  12. Ведите читательский дневник своего ребенка. Запишите туда, какую первую книгу вы для него купили, какую- прочли, как малыш реагировал на это, как по мере взросления относился к чтению, как понимал прочитанное, пересказывал его.
  13. Помните, что психологическое состояние ребенка при переходе из сада в школу более чем сложное. Ему не до книг и чтения. Ему нужно прежде всего разобраться в происходящем. Что должны делать родители в этот момент? 1) Быть эмоционально ровными, не допускать утомительных тренировок в чтении. 2) Продолжать читать ему или чередуясь с ним. 3) Не забывать о том, что по содержанию тексты букваря, предназначены для выработки техники чтения, резко отличаются от книг, которые слушал и хочет слушать ребенок. Это важный момент в сохранении интереса к чтению.
Источники:
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.