На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
У детей с тяжёлыми нарушениями речи, с общим недоразвитием речи существуют следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения. У большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление, неважная память, не так подвижны психические процессы.
В силу этих и других причин дети с речевыми нарушениями не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Очень важно пробудить у детей с такой патологией интерес к заучиванию стихотворений.
Родителям необходимо осознать, что стихи учить со своим ребёнком надо, так как это наиболее действенный метод развития детей. При заучивании стихов дети учится восприятию поэзии, расширяют свой кругозор, совершенствуют устную речь и формируют общий уровень культуры. Но самое главное – при заучивании стихов у детей развивается память.
Наиболее благоприятным возрастом для заучивания стихотворений является 4-5 лет. Именно в этот возрастной отрезок начинает особенно быстро развиваться память малыша.
Сколько стихов надо выучить?
Ответ простой: чем больше, тем лучше.
Заучивайте небольшие стихи чаще, постепенно увеличивая и усложняя, этим вы увеличиваете объем памяти.
Дети с большим удовольствием слушают стихи и любят их больше чем прозу, так как ее монотонность может утомлять. Недаром большинство детских писателей пишут свои сказки и рассказы именно в стихах. В отличие от прозы стихи легко запоминаются и откладываются в подсознании.
Хорошая память пригодится малышам в школе, чтобы лучше усваивать материал. Чем раньше вы начнете учить стихи, тем легче ему будет в будущем запоминать различные формулы на уроках. В детской литературе имеется масса прекрасных стихов, подходящих даже для самых маленьких детей. Хорошо воспринимаются и легко учатся стихи Агнии Барто, Самуила Маршака, Сергея Михалкова, Корнея Чуковского, Елены Благининой, а также и Некрасова. Их стихи учат добру и любви.
Заучивание стихов помогает развивать у ребенка чувство ритма. Что способствует формированию слоговой структуры слова. Поэтому можно при заучивании стиха отхлопывать или отстукивать его ритм, сохраняя выразительность чтения.
Для того чтобы стихотворение легко училось, оно должно по содержанию соответствовать возрасту и темпераменту ребенка. Лучше всего учить детскую классику Михалкова, Барто, Чуковского. Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, деткам спокойным - размеренные, плавные.
Чтобы заинтересовать ребенка заучиванием стихотворения, можно описать ему яркую картину того, как он будет выступать перед зрителями (друзьями, знакомыми, родственниками, как все будут смотреть на него, слушать с восхищением, аплодировать, хвалить, благодарить. Можно пообещать за выступление какой-нибудь подарок или "приз".
Заучивать стихотворение следует эмоционально и с выражением - такова детская природа! В противном случае, оно будет лишено для ребенка смысла. Учить стихотворение лучше индивидуально, малыш, не проникшийся красотой стихотворной литературной формы в детстве, став взрослым, вряд ли будет часто обращаться к поэзии.
Но вы спросите, что же делать если ребенку не нравится и не хочется заучивать стихи? Попытайтесь сделать так, чтобы понравилось и захотелось.
Мы не скажем, а покажем.
Эта игра обычно очень хорошо воспринимается детьми. Суть ее заключается в том, что вы читаете стихотворение, а ребенок должен на слова или фразы придумать соответствующие движение.
Иначе говоря, изобразить содержание стихотворения без слов, действиями. Получается некая пантомима. На первых порах вам придется помогать ребенку придумывать движения, но потом ребенок будет прекрасно справляться сам.
Обычно эта игра проходит очень весело, дети начинают веселиться и дурачиться над своими придуманными движениями. Не бойтесь, что это отвлечет его от главной цели - разучивания стихотворения - нет! Наоборот создаст позитивный мотив для заучивания наизусть.
Доскажи словечко.
Вы читаете стихотворение и делаете паузу в конце каждой строчки. Задача ребенка договорить это последнее слово. Если ребенок затрудняется не торопитесь подсказывать - пусть постарается вспомнить сам. Попробуйте подсказать ему не словами, а движениями, которые вы придумали в предыдущей игре. Обязательно похвалите малыша.
Эхо
Вы читаете стихотворение по одной строчке, а ребенок повторяет за вами, как эхо. Если ребенок справляется повторять по одной строчке, можно предложить повторять по две строчки и затем целыми четверостишиями.
Ты мне, я тебе
Для этой игры вам понадобиться мяч. Вы читаете первую строчку стихотворения и бросаете мяч ребенку. Ребенок читает наизусть следующую строчку стихотворения и возвращает вам мяч. И так пока стихотворение не будет рассказано полностью. Затем можете предложить поменяться местами и стихотворение первым начнет читать ребенок.
Итак, при разучивании стихов придерживайтесь следующих правил:
-
Вы говорите почти всю строчку, а он добавляет последнее слово. Выучить простой стих так можно даже с полуторагодовалым малышом.
-
Попробуйте вместе с ребенком нарисовать стихотворение. Этот способ отлично влияет на развитие образного мышления ребенка.
-
Вы рассказываете первую строчку стихотворения, а ребенок вторую и так по очереди, можно это проделать с мячом, бросая друг другу, проговаривая строчки стихотворения.
-
Попробуйте устроить вечер стихов, концерт или театр.
Можно инсценировать стихотворение, сопровождая его определенными описывающими движениями. Или просто предложить ребенку роль артиста, известного чтеца. Элементами настроя будут нарядный костюм, концертная программка в ваших руках. Или предложите ребенку рассадить своих слушателей (это могут быть куклы, мишки, зайцы, театральные игрушки и т.д.), пусть юный чтец расскажет им стихи.
-
Можно подкрепляет запоминание двигательным актом. Возьмите толстую нитку и «смотайте стишок в клубочек», повторяя строчку за строчкой. А затем его размотайте. После чего предложите ребенку спрятать ручки за спину и понарошку намотать клубок. Так же можно - нанизывать бусы, пирамидку, пуговицы.
-
Напоследок еще один интересный и простой метод, почти мистический. Все, что нужно сделать - это несколько раз прочитать стихотворение вслух перед сном и, ничем не занимаясь, сразу же лечь спать. Утром стих будет литься из памяти сам собой. Не верите? А вы попробуйте!
И самое главное!!! Уважаемые родители, всегда подбадривайте ребёнка и хвалите, даже если запомнил стихотворение он недостаточно хорошо. Это придаст вашему чаду уверенности.
Литература
1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М., 2000. – 209 с.
2. Проталинка: звонкая капель6 учебно-метод. пособие/ по общ. ред. Т. В. Пятница. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2007
Подготовила
учитель-дефектолог ПКПП Н. Д. Ходыко