Родителям необходимо знать об особенностях детского слуха и об особенностях детского голоса, чтобы оберегать их.
Каждый день миллионы людей подвергаются шумовому воздействию, которое эксперты определяют как «раздражающее слух и вредное для здоровья». Дети особенно уязвимы к ухудшению слуха, связанному с вредным шумовым воздействием, причем, как правило, это происходит безболезненно и постепенно. Чрезмерный шум наносит вред микроскопическим сенсорным рецепторам, находящимся во внутреннем ухе ребенка. Во внутреннем ухе находится от 15 до 20 тысяч таких рецепторов, и поврежденные рецепторы больше не могут передавать звуковую информацию в мозг. Ситуацию ухудшает и тот факт, что повреждение слуха при чрезмерном шумовом воздействии носит практически необратимый характер.
Эксперты считают, что первые несколько лет жизни ребенка – являются наиболее важными для его развития. Недостаточно хороший слух может значительно замедлить умственное развитие ребенка. И если недостаточный слух диагностирован поздно, может быть упущено критическое время для стимуляции слуховых проходов, ведущих к слуховым центрам мозга. У ребенка может произойти задержка развития речи, что приведет к замедлению навыков общения и обучения.
Очень важно для охраны детского слуха создать благоприятную "звуковую атмосферу" дома для ребёнка. Главное - это оградить детский слух от резких слуховых эффектов. Нужно устранить всё, что нарушает правильное развитие слуха:
1. Постарайтесь, чтобы ваш ребенок не подвергался таким привычным для нас источникам громкого шума, как стереосистема на повышенной громкости, телевизор, домашний кинотеатр. Громкая музыка из музыкального центра (например, тяжёлый рок) не только притупляет слух, но и крайне отрицательно действует на психику ребёнка.
2. Увлечение телевизором тоже опасно для слуха. Слуховой аппарат у ребёнка не сформирован до конца, и длительные звуковые восприятия оказывают на него весьма отрицательное действие.
3. Громкие звуки, издаваемые дрелью, перфоратором и тому подобными бытовыми предметами также негативно влияют на слух. При срочной необходимости, например, работе с дрелью, лучше надеть ребенку наушники без звука.
4. Игрушки должны иметь нежное мелодичное звучание, не нужно увлекаться громким звучанием некоторых звучащих игрушек.
5. Старайтесь говорить с ребёнком не слишком громко. А крик вообще надо исключить из общения с вашим малышом. Создавайте дома спокойную обстановку. Резкие, громкие звуки отрицательно влияют на слух, снижая его остроту и чувствительность.
Голосовой аппарат ребенка отличается от голосового аппарата взрослого тем, что он очень хрупкий, нежный, непрерывно растет в соответствии с развитием всего организма ребенка. Гортань с голосовыми связками в два раза меньше гортани взрослого. Голосовые связки тонкие, короткие, поэтому звук детского голоса высокий и очень слабый. Голосовой аппарат ребёнка очень хрупкий, связки слабые, гортань нежная. Всё это укрепляется вместе с общим развитием организма и созреванием так называемой вокальной мышцы. Певческое звучание ввиду неполного смыкания голосовых связок и колебания только их краев характеризуется легкостью, недостаточной звонкостью и требует к себе бережного отношения.
Охрана детского голоса предусматривает правильно поставленное обучение пению. Заботясь о формировании певческого голоса ребенка, необходимо оберегать его от распространенной в последнее время эстрадной манеры пения, которая требует наличия определенных певческих навыков, громкого, форсированного звучания. Форсированное пение создаёт напряжённость голосового аппарата ребёнка. Дети никогда не должны петь громко! Громкое пение («пение-крик») ставит под угрозу здоровье певческого аппарата. Необходимо постоянно следить, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения, не подражая излишне громкому пению взрослых.
У ребят младшего дошкольного возраста поверхностное "неорганизованное" дыхание. Уже только поэтому нельзя привлекать его к исполнению взрослых песен. В них широкий диапазон, длинные музыкальные фразы, требующие глубокого, сильного дыхания. Всё это вредно для ребёнка. Слабый, хрупкий голосок, несовершенное дыхание, при всей музыкальности и точности воспроизведения не в силах справиться с широтой "взрослой" песни, отсюда срыв голосовых связок. При неправильном режиме голосообразования, нарушении гигиенических норм, ребенок испытывает напряжение гортани. У него «устает» голос, и потому он звучит «тяжело», невыразительно; могут даже возникнуть серьезные заболевания голосового аппарата.
Занятия пением, если они включают постановку певческого голоса, строятся с учетом индивидуальных особенностей детей. В противном случае они могут нанести вред детскому организму, привести к заболеваниям певческого аппарата.
Несколько советов взрослым: «Как петь с ребенком, чтобы не навредить его голосу»:
- дошкольники (особенно младшего возраста) склонны к подражанию. Они слышат, как громко звучит голос взрослого человека, и пытаются петь так же. Поэтому если вы поете с детьми, не пойте очень громко.
- пойте не очень быстро и не слишком медленно;
- пытайтесь интонацией подчеркнуть содержание песни, например, колыбельные пойте спокойно, ласково, тихо; веселые песни – оживленно;
- пойте чаще;
- разучивайте песни «с голоса»; если есть возможность, чередуйте пение с аккомпанементом и пение без музыкального сопровождения;
-нельзя разрешать дошкольникам петь песни, написанные для взрослых (с большим диапазоном), если эти песни не переложены для детского голоса. Помните: чем понятней ребенку содержание песни, тем больше она ему нравится.
Не позволяйте детям петь зимой на улице или в сырую погоду, пить холодную воду, есть мороженое в разгоряченном состоянии во избежание простуды, заболеваний голосового аппарата.
Крайне важно по возможности воздерживаться от громкой речи, а тем более от пения во время гриппа, ларингита, так как перенапряжение голосовых связок в это время может привести к серьезным хроническим нарушениям голоса.
Внимание родителей должна привлечь разговорная речь ребёнка, которая должна быть спокойной, тихой, не напряжённой. Необходимо следить за тем, чтобы дети не говорили слишком громко. Взрослые также не должны громко говорить. Разговаривать с детьми надо без крика, ведь дети часто переносят разговорную интонацию на пение; услышав громкий разговор могут петь форсированным звуком. Крик, шум портят голос, притупляют слух и отрицательно влияют на нервную систему детей. Заботясь о создании спокойной обстановки, об уменьшении шума дома, взрослые тем самым оберегают детский слух и голос.
Обо всех этих особенностях взрослые должны помнить и чувствовать ответственность за охрану голоса и слуха детей.
Подготовила: музыкальный руководитель Л.Ч. Зверко