Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Устный журнал «Игры для развития речи и мышления дошкольников»

Дата: 25 марта 2021 в 11:27
Автор: Ивуть Н. И.

Довольно часто мамы отдают своего ребенка в детский сад по­тому, что «детей там учат». В об­щем, это верно, но ведь малышам так хорошо дома! И для него, и для мамы так важно играть вме­сте! Родителям дорого ощущение любви и близости и то особенное понимание ребенка, которое мож­но обрести только в игре с ним. Для малыша игра с мамой - са­мый радостный и комфортный способ познать мир.

Первый и главный вопрос для нее - чему учить? Благо, выбор огромен -  спасибо прогрессу! Сегодня 3-4-летний «знаток» без труда управляется с телевизором и микроволновкой, шлепает по клавиатуре компьютера и кноп­кам мобильного телефона. И все же мир вокруг нас не изменился в том смысле, что каждый ребе­нок открывает его для себя зано­во. Поэтому начнем сначала.

Заметно облегчит жизнь само­деятельному педагогу системати­зация. Без потерь передать ребенку важнейшие знания о мире удастся, только разложив их по полочкам. Приучите ребенка (и себя) к тому, чтобы занятия с ним были ежеднев­ными, хотя бы по 10-15 минут. Некоторые упражнения можно вы­полнять по дороге в магазин или в транспорте, можно задавать ребёнку вопросы и задания при ежеднев­ной работе по дому, т.е. в повсед­невной жизни. Не жалейте на за­нятия времени, оно потом во много раз окупится!

Прежде всего займитесь изу­чением предметов и их качеств. Для удобства общения допусти­мы тематические уроки - «одеж­да», «посуда», «мебель», «транспорт» и т.д., а также учебные игры - «Мишка одевается», «Я мою посуду», «Квартира для кук­лы» и т.д. Эти простейшие при­меры исподволь приведут к сути: малыш начинает свободно ориен­тироваться в формах, цветах, сходствах и различиях, научится характеризовать предмет и его действие, сравнивать несколько предметов, соотносить размер, материал. Быстро будет расши­рять словарный запас.

Один из основных разделов домашнего обучения - развитие речи. Известно, что дети болтают без умолку, еще когда им это по возрасту не положено, ко всеоб­щему умилению окружающих. Совсем другую реакцию, однако, вызывает более старший ребенок, говорящий к примеру, о жвачке: «Пожеваю и покладу на стол». Чтобы подобного не случилось, объясните малышу, как правильно произносить звуки и слова, строить словосочетания и предложения. Не забудьте и о частях речи. Кста­ти, ученые подсчитали, что имен прилагательных в речи ребенка го­раздо меньше, чем существитель­ных и глаголов. Восполнить пробел помогут описания «Какая собач­ка?», «Какой автобус?»). Ваша цель - приохотить «ученика» го­ворить много и правильно.

Прогулки на даче и в городе тоже можно использовать для игр и бесед с ребенком. В лесу или в парке старайтесь максимально точно называть цвета листьев, кочек, пней, стволов, веток. Если ребенок видит вокруг только зе­леный цвет, сравните окраску двух листочков с разных деревь­ев. В глаза сразу бросится суще­ственная разница. Вот тут-то и могут появиться такие слова, как «светло-зеленый», «темно-зеле­ный», «изумрудный», «салатный», «болотный», «желто-зеле­ный». Предложите ребенку отпра­виться на поиски новых цветов ­всматривайтесь вместе, вгляды­вайтесь, и тогда вы заметите, как меняется лист от попавшего на него света, от соприкосновения с другими растениями.

Найдите на полянке три цвет­ка (травинки, шишки). Попробуй­те описать один из них, а ребе­нок пусть догадается, о каком именно идет речь. Потом поме­няйтесь ролями.

Попросите ребенка определить характер деревьев. Начните расска­зывать сами - пусть малыш заме­тит, что они не похожи друг на дру­га. Одно - величаво-торжественное, другое - бесшабашно-веселое, тре­тье - трагически грустное.

Предложите малышу найти два совершенно одинаковых листка (цветка, камушка). Если он спра­вится, рассмотрите их вниматель­но. Пусть ребенок убедится в том, что, как бы ни были похожи пред­меты, в каждом есть неповтори­мое отличие. Когда малыш пой­мет, насколько многообразна при­рода, попросите его отыскать два совершенно разных листа. Ребе­нок с радостью принесет вам боль­шой лист клена и маленький бе­резовый, уверяя, что они не похо­жи друг на друга. Исследуйте их вместе и вы увидите, что оба они тонкие, с черешком и прожилка­ми, оба растут на дереве, их фор­мы разные, но совсем другие, чем у мяча или дома. Сопоставив не­сколько пар листьев, малыш убе­дится, что самые разные предметы могут иметь сходство, особен­но те, которые зовутся одинаково (как в нашем случае – «листья»).

Можно сыграть с ребенком в игру «Что на что похоже и поче­му?» Гуляя по лесу, задавайте ему такие вопросы: «Лист на что по­хож? Чем? На что похожи пень, цветок, коряга, ветка?» Отвечай­те сами, но слушайте вниматель­но и ребенка. Ведь у наших ма­лышей такое непосредственное творческое восприятие!

Можно немного видоизменить игру, уделяя больше внимания сход­ству различных предметов: «Чем лист похож на бумагу?» (Толщиной, легкостью.); «А на траву?» (Цве­том.); «А на каплю?» (Формой.)

Из таких игр рождается еще одно увлекательное занятие: придумыва­ние и отгадывание загадок, постро­енных на сравнении предметов меж­ду собой. Например, если малыш сказал, что лист похож на каплю по форме, но отличается цветом, помо­гите ему составить загадку: «Висит капля зеленая, как трава».

Следующий вид упражнений ­скороговорки. Важно, чтобы дети поняли, что необходимо говорить не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих. Скороговорки можно найти в разных детских книжках.

Ткач ткет ткани на платок Тане.

Около кола - колокола.

Как у горки, на пригорке жили тридцать три Егорки.

Орел на горе, перо на орле.

Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей.

А что, если предложить ребен­ку произносить одну и ту же фразу с разными интонациями (нежно, зло, вопросительно, с удивлением, с радостью, со страхом, приказы­вая, прося, умоляя, громко, тихо)?

Милая моя, ты не спишь!

Вы ели на завтрак мороженое? Мама купила (купи) виноград.

Скорее домой!

У нас кончился хлеб.

Подобные задания помогут малышу развить речь, воображе­ние, избавиться от скованности, научат смеяться над своими ошиб­ками, не стесняясь товарищей.

Многие игры имеют комбини­рованный характер, что выража­ется не только в обогащении сло­варя, но и активизации высших психических функций (памяти,

внимания, мышления, моторики). Поиграйте со своим малышом, доставьте ему радость!

Четвертый лишний

Для игры понадобятся четыре картинки с изображением предме­тов, три из которых относятся к одному обобщающему понятию. Вы раскладываете их перед ребен­ком и предлагаете определить, ка­кие подходят друг к другу и мож­но ли назвать их общим словом, а какая из картинок лишняя и по­чему. Набор может быть разнооб­разным, например: чашка, блюд­це, тарелка и яблоко; медведь, ло­шадь, собака и курица; елка, береза, дуб и рыба. Если ребенок не понимает задания, задавайте ему наводящие вопросы, попроси­те назвать известных ему живот­ных (птиц, рыб), овощи (фрукты).

Можете подобрать картинки с предметами, относящимися к об­щему понятию, но отличающими­ся (например, «береза», ('дуб», «липа», и «ель»). Эта игра пред­назначена для развития логиче­ского мышления дошкольника.

Где мы были, вам не скажем, а что делали - покажем

Оригинальность игры заклю­чается в том, что взрослый пред­лагает ребенку поиграть в нее без слов. Папа или мама загадыва­ют простое предметное действие (например,  «чтение книги») и с помощью мимики и жестов пока­зывают его ребенку. Тот должен отгадать, что делают родители. В случае правильного ответа играю­щие меняются местами. Если ма­лыш успешно справляется с заданием, предложите ему угадать или показать самому цепочку последо­вательных событий (например, «проснулся - встал - умылся ­позавтракал» и т.д.).

В другом варианте игры мож­но рассказать известные ребенку короткое стихотворение, сказку или спеть песенку. Все это разви­вает воображение, фантазию, на­ходчивость, сообразительность, умение перевоплощаться.

Потерявшаяся игрушка

Подберите и поставьте на стол пять-шесть небольших игрушек. Предложите малышу запомнить их, а затем на несколько секунд закрыть глаза. В это время убери­те одну из игрушек и попросите кроху угадать, что вы спрятали. Если он ответит правильно, поменяйтесь ролями. Если ребенку Трудно запомнить сразу такое ко­личество игрушек, начните игру с трех-четырех, постепенно увели­чивая их число. Если малыш справляется с заданием, усложни­те задачу, изменив игрушки на картинки с изображением предметов (например, из детского лото).

Предложите сыну или дочке запомнить последовательность рас­положения игрушек на столе (ка­кая за какой стоит). Затем неза­метно поменяйте две-три из них местами. Попросите угадать, какая игрушка занимает не свое место.

Такая, на первый взгляд, про­стая игра поможет малышу в развитии памяти и внимания, умения сосредоточиваться.

Найди тайник

Нарисуйте на бумаге план ком­наты, где будет проходить игра, спрячьте в ней игрушку и покажи­те на плане место ее расположе­ния. Ребенок должен найти вещь, опираясь на схему. Это можно де­лать и на детской площадке, что значительно усложнит задание.

Игра поможет развитию логи­ческого мышления, пространствен­ной ориентации и умения действо­вать по определенной схеме.

Игры с буквами

Если ребенок уже знаком с бук­вами, можно предложить ему игру в «звуки». Взрослый называет сло­во, а ребенок отвечает, с какого звука оно начинается, каким за­канчивается, какие еще звуки он слышит. Если малыш хорошо справляется, можно попросить его проговаривать предложенные сло­ва по звукам; придумывать слова, в которых, например, звук «а» сто­ит в начале, в конце или в середи­не. Можно поменяться с ребенком ролями, чтобы он сам давал зада­ние и проверял его выполнение.

Игра развивает фонематический слух, готовит малыша к обучению чтению. Играть в нее можно по до­роге в детский сад или в магазин.

Я к вам пишу ...

Если ребенок знает азы чте­ния, умеет читать по буквам или слогам, но не проявляет достаточного интереса к этому занятию, попробуйте использовать игру, стимулирующую его мотивацию. Для этого понадобится магнитная азбука или ручка и лист бумаги. В отсутствие ребенка напишите ему с помощью магнитной азбу­ки «письмо», например, на холо­дильнике, чтобы он мог самосто­ятельно прочесть его. Текст мо­жет быть любым: послание от героя сказки, сообщение о спря­танном гостинце и т.д. Сначала письмо может содержать два-три простых слова, затем пять-семь.

Для обучения дошкольника письму и чтению полезно предло­жить ему и его ближайшему това­рищу написать друг другу письма, которые можно отправить по почте или передать из рук в руки. Перво­начально детям потребуется по­мощь взрослых, но потом они на­учатся делать это самостоятельно.

Кляксы

Для этой занимательной игры понадобятся лист ватмана или кусок обоев и краски. Старыми газетами прикройте место, где будет происходить игра. Дайте малышу лист бумаги и краски и позвольте рисовать руками все, что он захочет. Можете присоеди­ниться к этому «безобразию». Та­кое занятие способствует расслаб­лению, снятию напряжения, эмо­циональной разрядке. А главное ­вы вместе, вы рядом.

Для развития речи ребенка и формирования интереса к чтению необходимо помнить, что нужно

использовать каждую возможность общения с ним: разговаривать о его и своих делах, о том, что он уви­дел или услышал, о прочитанном, отвечать на вопросы. Обязательно следует регулярно читать ребенку детские стихи, рассказы, сказки, повести, загадки. У него под ру­кой должно быть достаточно ма­териалов для чтения и рассматри­вания картинок. Сами родители должны подавать примеры регуляр­ного чтения книг, газет, журналов. Желательно записать ребенка в дет­скую библиотеку, чтобы он мог по­листать книги на полках и выб­рать что-то.

Почаще играйте с ребенком в различные игры: сюжетные и на­стольные, со словами и геометри­ческим материалом. Не навязывай­те ему ту или иную игру, предло­жите - а он пускай выберет сам.

Разрешите ребенку свободно пользоваться карандашами, фло­мастерами, ножницами, бумагой, клеем и т.д.

Поощряйте игры с другими детьми. По возможности чаще во­дите ребенка в интересные для него места: лес, музей, театр, цирк, на елку, на каток, в зоопарк и т.д.

Ограничивайте время просмот­ра телевизора, смотрите передачи вместе и обсуждайте увиденное.

Маленькие дети могут и хотят учиться - это неоспоримый факт. В них спокойно сосуществует наив­ность и мудрость, талант и неве­жество. Детей необходимо обучать дома потому, что знания, получен­ные в первые годы жизни, никог­да не исчезнут из памяти.

 

Подготовила

учитель-дефектолог  Н. Д. Ходыко

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.