ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО
ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОНР
Дыхательная гимнастика.
Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы.
Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и голос.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют:
- воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом,
- профилактике возникновения болезней дыхательных путей,
- восстановлению носового дыхания при его нарушении.
При проведении дыхательной гимнастики необходимо соблюдать следующие требования:
- упражнения можно выполнять ежедневно, но не более 3 – 6 минут, в зависимости от возраста детей, во избежание головокружений продолжительность упражнений должна быть 3-4 раза. В комплекс с артикуляционной гимнастикой должно быть включено 1 упражнение на дыхание.
- проводить занятия необходимо в хорошо проветриваемом помещении.
- обязательно до еды, можно во время утренней гимнастики.
- нагрузка на ребенка должна увеличиваться постепенно, за счет увеличения числа повторений и усложнения упражнений (например, дуем сначала на гладкий карандаш на столе, затем - на ребристый).
- вдыхать воздух через нос и рот, выдох делать через рот.
- вдыхать легко и коротко, а выдыхать длительно и экономно.
- в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и не опускать при выдохе.
- после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 секунды.
- все упражнения выполнять в игровой форме.
- сдувать предмет можно с ладони, со стола или с твердой поверхности – картонный цветок; дуть на предмет, привязанный к ниточке.
Дыхательные упражнения делятся на:
- упражнения, вызывающие длительный направленный выдох (игры «вертушки, мельницы, предметы на воде»…);
- игры на поддувание (ребенок поддувает на легкие предметы – вату, бумажку, легкие шарики…);
- игры на развитие физического дыхания (надувает шарики, пускает мыльные пузыри…);
- упражнения на развитие речевого дыхания (вдох и выдох через рот и нос);
- упражнения с проговариванием звуков.
Можно использовать предметы: вату, карандаши, листочки, шарики, катушки, вертушки, наборы для купания (уточки, кораблики), мыльные пузыри, перышки, свечки, свистульки, свистки, дудочки, пузырьки, надувные игрушки, музыкальные игрушки и т.п.
Многие игры и упражнения по дыхательной гимнастике использую в своей работе.
Предлагаю вашему вниманию несколько игр, развивающих продолжительный, равномерный выдох у детей, формирующие сильную воздушную струю через рот.
Все упражнения имеют свой игровой сюжет, вызывают положительные эмоции, повышают интерес к дыхательной гимнастике, способствуют развитию творческого воображения, фантазии.
<font color="#000000" face="Times New Roman, serif">Подготовила учитель-дефектолог : Бородко Т.С.</font>