Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма установлен резолюцией Генеральной ассамблеи ООН и отмечается, начиная с 2008 года, ежегодно 2 апреля. Цель этой даты – подчеркнуть необходимость помощи людям с аутизмом и расстройствами аутистического спектра и повышать уровень их жизни. Аутизм – это нарушение развития нервной системы, которое проявляется в течение первых трех лет жизни. Это расстройство характеризуется преобладанием замкнутой внутренней жизни, активным отстранением от внешнего мира, бедностью выражения эмоций, ограниченностью интересов и повторяющимся репертуаром дейст- вий. Кроме диагноза детский аутизм, особое внимание уделяется расстройствам аутистического спектра, то есть расстройствам, объединяющим все варианты схожих состояний, при которых отмечаются более мягко выраженные признаки и симптомы. У определенной части людей с аутизмом интеллект соответствует норме, нередко у людей с аутиз- мом есть удивительные способности в области зрительного восприятия, памяти, музыкального слуха, математики и других наук. Некоторые люди с аутизмом находят себя в искусстве благодаря своему необычному взгляду на мир. В основе заболевания лежит проблема формирования социальных навыков, связанная со сферой взаимодействия. Ребенок с аутизмом развивается иначе уже с самого рождения, его развитие искажается, поэтому внимательные родители уже в младенчестве замечают характерные особенности. Дети с аутизмом, подрастая, становятся подростками с аутизмом, а затем и взрослыми
Проявления аутизма
К трем годам окончательно складываются основные черты разных групп синдрома: сам аутизм как глубокая отрешенность, негативизм, поглощенность странными впечатлениями, экстремальные трудности организации взаимодействия и жесткая стереотипность (стремление отстоять неизменность в окружающем, собственные стереотипные действия). Группы обязательных для постановки диагноза симптомов: нарушения социального взаимодействия – ребенок ведет себя так, будто настроен «на свою волну», может не проявлять интереса к играм других детей, его бывает сложно заинтересовать чем-то, не повторяет действия, движения и звуки за взрослыми, не улыбается в ответ на улыбку, не реагирует на свое имя; нарушения коммуникации – ребенок поздно начинает говорить, может не использовать жесты, зачастую кажется, что он не слышит обращенные к нему слова, избегает контакта «глаза-в-глаза»; своеобразие, ограниченность и стереотипность поведения, игр и интересов – ребенок играет в игрушки необычным образом, может часто совершать повторяю- щиеся действия, интересоваться необычными предметами, странным образом двигаться; особенности восприятия – ребенок может быть очень чувствительным и с трудом переносить шум, музыку, мигание лампочек, прикосновение одежды, запахи и т.п. Иногда при аутизме бывает нарушено чувство опасности, снижена болевая чувствительность, это приводит к тому, что ребенок сам себе наносит травмы и причиняет вред.
Обратите внимание
Своевременное обращение к специалистам в области охраны психического здоровья, вовремя установленный диагноз необходимы для того, чтобы определить программу дальнейшей эффективной реабилитации ребѐнка с аутизмом. Аутизм и расстройства аутистического спектра – это несколько заболеваний со схожими симптомами, поэтому не может быть универсального подхода к реабилитации и единого лечения. Ранняя диагностика заболевания, коррекция сопутствующих нарушений, индиви- дуальный подход по подбору основных психолого- педагогических стратегий, длительная коррекционная работа – важнейшие составляющие для успешной социальной адаптации ребенка.
К сведению
На базе УЗ ГОКЦ «Психиатрия-наркология» работает специальная про- грамма помощи детям с аутизмом, которая позволяет в значительной степени улучшить адаптацию ребѐнка к окружающему миру, помочь ему развиваться. В программу включены различные формы психологической помощи родителям, разъяснение истинных проблем ребѐнка, обучение приѐмам и методам работы с ребѐнком в условиях семьи. Программа составляется индивидуально для каждого ребѐнка с учѐтом его особенностей, возраста и окружения, в котором он живѐт.