«Формирование слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста»
Консультация для родителей
Подготовила: учитель-дефектолог Д.Ю. Эльяшевич
Нарушение слоговой структуры слова— это одно из разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста. Характеризуется этот дефект речевого развития в том, что ребенок испытывает трудности в произношении слов сложной слоговой структуры.
Если мы слышим в речи ребенка пропуски или наращения звуков и слогов, значит слоговая структура слова нарушена. До 3-х лет - это физиологическая норма, если ребенок 4-5 лет произносит: масолет (самолет), ферваль (февраль), липетка (таблетка), можно констатировать стойкое нарушение слоговой структуры слова. Самостоятельно, без коррекционной помощи специалиста это нарушение не пройдет! Преодоление нарушения слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста не должно отодвигаться на задний план, ведь недооценивание значения формирования слоговой структуры слова - это одна из причин возникновения дисграфий и дислексий у школьников.
Формирование слоговой структуры слова зависит от особенностей развития неречевых процессов, которые являются фундаментом слоговой структуры. Нет прочного фундамента - не построить прочный дом, т. е. не освоить письменную речь и чтение в той степени, которая позволит стать успешным. Для этого важны следующие процессы:
- оптико-пространственная ориентация: ориентируемся сначала в своем теле, затем в трехмерном пространстве;
- ритмическая и динамическая организация движений (следовательно, нужно развивать чувство ритма, умение быстро и правильно переключаться с движения на движение);
- способность к серийно-последовательной обработке информации.
А слоговая структура слова - это именно серийная двигательная программа, которой присуща ритмическая составляющая, ведь без ритма действие распадается. Одновременно с работой над структурой слова учитель-дефектолог осуществляет постановку отсутствующих и искаженных звуков. Работа над новым звуком также содержит большие возможности для формирования слоговой структуры слова. Так, при автоматизации звука учитель-дефектолог предлагает детям слоговые ряды в определенной последовательности: односложные, двусложные, трехсложные (са, са-са, са-са-са) и т. д. Когда слоговые ряды включают в себя не только отрабатываемые, но и сохранные звуки, то повторение их прямо способствует формированию умения ребенка переключаться с одного слога на другой, предупреждает ошибки уподобления слогов. При введении отрабатываемого звука в слово необходимо также соблюдать строгую последовательность слоговых трудностей. Так, не следует автоматизировать новый звук в словах, слоговая структура которых еще не отработана.
Проведение учителем-дефектологом, специально подобранных игр, на групповых, подгрупповых и индивидуальных занятиях создаёт благоприятные условия для формирования слоговой структуры слова у детей. Но немаловажную роль в развитии слоговой структуры слова играют и родители детей. В связи с этим необходимо родителям с раннего возраста развивать у ребёнка умение слушать, чувствовать и воспроизводить ритм. Это способствует усвоению ритмической структуры слов родного языка и подготавливает к дальнейшему развитию речи.
Помочь ребенку в преодолении трудностей могут следующие игры:
1. Для развития слуховой памяти: «Где позвонили?», «Узнай музыкальный инструмент».
2. Для развития слухового внимания: «Сколько раз ударили в барабан?», «Кто позвал».
3. Работа над ритмом и темпом. Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов. Берется музыкальный инструмент и задает ритмический рисунок. Ребенку нужно воспроизвести услышанное с помощью хлопков или ударов ладонью по столу. «Передай привет» (хлопками по плечу передают заданное количество ударов в заданном взрослым темпе).
4. Упражнения на развитие координации рук: «Делай как я» (Воспроизведение серий движений руками, ногами, «Движения животных» (ребенку нужно воспроизвести движения животного в заданном темпе.
5. Графические упражнения: «Продолжи строчку», «Выложи орнамент»,» Укрась тарелочку», «Что следующее», «Собери бусы.»
6. Артикуляционная гимнастика: «Весёлый язычок»
7. Развитие пространственно-временных представлений: начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. На примере детских сказок - «Репка», «Теремок».
8. Игры и упражнения, направленные на развитие умения выделять звук из слова: «Паровозик» (выделять последний звук и подбирать на него следующее слово-вагончик.), «Подбери слово» (подбираем слова на заданный звук, слог.)
9. Игры направленные на формирование чувства рифмы: «Доскажи словечко» (отрывки из детских стихов, «Подбери рифму» (ложка- кошка, танки- санки).
В эти игры вы можете играть с ребенком дома, в гостях, по дороге в детский сад, транспорте.
Любые нарушения можно успешно скорректировать при условии систематической, грамотной работы учителя-дефектолога при тесном сотрудничестве с родителями!
Приложение
Игры и упражнения по формированию слоговой структуры слова
«Поезд»
Взрослый предлагает картинки или карточки со словами. Нужно поместить слова (картинки) в вагончики поезда в зависимости от количества слогов :
1 вагон — слова, состоящие из одного слога,
2 вагон – слова, состоящие из двух слогов,
3 вагон – слова, состоящие из трёх слогов.
«Прятки»
Взрослый демонстрирует детям картинки (называет слова), затем убирает наборное полотно с картинками, предлагает вспомнить и назвать слова с определённым количеством слогов.
«Калейдоскоп слов»
Игра проводится в форме соревнования между командами или детьми. Взрослый демонстрирует на листе картинки с разным количеством слогов. (от 1 до 4-х), после этого команды по очереди бросают кубик, где точками (от 1 до 4-х) обозначены количество слогов, дети называют слова с таким количеством слогов. Каждое правильно названное слово отмечается фишкой. Выигрывает команда, набравшая больше фишек.
«Договори слог»
Взрослый предлагает детям найти потерявшийся слог. Пред детьми лежат картинки. Взрослый произносит первый слог или первые два слога слова-картинки, ребенок это слово договаривает недостающим слогом.
Потерялся слог куда-то. Изменилось слово — ждёт. Может, слог найдут ребята, Кто же слово нам спасёт?
«Найди слово»
Взрослый предлагает рассмотреть сюжетную картину и назвать слова с определённым количеством слогов.
«Урожай»
Урожай собрать пора, Не зевайте, детвора, Слово верно называйте И картинки выбирайте!
Каждый участник игры должен выбрать картинку с определённым количеством слогов (1, 2, 3) и положить в нужные корзинки.
Картинки можно предложить по теме овощи: лук, чеснок, морковь, картофель, свёкла, редис, помидор, капуста, баклажан, тыква, кабачок, огурец.
«Найди пару»
Каждый ребенок чётко по слогам называет и отхлопывает своё имя. Затем дети расходятся. По сигналу каждый играющий должен встать рядом с тем, в чьём имени столько же слогов.
«Пирамида»
На наборном полотне помещают ряд картинок. Детям предлагается построить пирамиду, где в первом ряду будут слова, состоящие из одного слога, во втором — из двух слогов, в третьем — из трех, в четвертом — из четырех. Слова: вата, дом, снегири, Буратино, кот, муха, машина и др.
«Угадай имя»
Взрослый говорит детям, что задумано имя, которое состоит из 2-х или 3-х, 4-х слогов. Дети должны угадать, какое имя задумано.
«Мое имя»
Предлагается детям произнести свое имя по частям:
а) прошагать его;
б) протопать одной ногой.
в) прохлопать.
«Загадки»: - Из трубы вьется, а в руки не дается./ дым/ - Когда мной умываются, то слезы появляются./мы-ло/ - Всегда шагаем мы вдвоем, похожие, как братья. Мы за обедом — под столом, а ночью — под кроватью. /са-по — ги/ - Маленький, удаленький, сквозь землю прошел, красную шапочку нашел. /гриб/
Литература:
1. Агранович Е. З. Логопедическая работа по преодолению нарушения слоговой структуры слов у детей. — Спб.: Детство — Пресс, 2001. — 48 с.
2. Большакова С. Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 56 с.
3. Курдвановская Н. В., Ванюкова Л. С. Формирование слоговой структуры слова. Логопедические задания. М.: ТЦ Сфера, 2007. — 87 с.
4. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. М.: Владос, 2002. — 677 с.