"Фонематический слух - основа правильной речи"
Консультация ля родителей
Подготовила: Л.Н. Стенина
Состояние звуковой стороны речи и фонематическое восприятие имеют большое значение для успешного овладения языком. Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом. Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.
Если у ребенка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию фонемы. Это может тормозить процесс развития связной речи, обучения чтению и письму, ведь если ребенок плохо умеет, различать звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле. Отсюда — ошибки в речи и на письме.
Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой малыш просто не замечает, что он неправильно произносит звуки.
Развитие фонематического слуха у дошкольников можно «подстегнуть» при помощи игровых упражнений. Эти упражнения помогут детям распознавать заданный звук в словах, определять место звука в слове, различать слова и формы слов, отличающиеся лишь одним звуком.
Цель игровых упражнений — научить его слушать и слышать. Вы вскоре заметите, что ребенок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука, исправить неправильное произношение.
Игры для развития слухового внимания.
Услышь шепот
Отойди от меня на 5 шагов. Я буду шепотом давать команды, а ты выполняй их («Присядь», «Подпрыгни 1 раз», «Хлопни 3 раза в ладоши», «Покружись» и т. п.).
Слухачи
Ребенку предлагается прислушаться и назвать звуки, которые «живут» только в комнате, затем переключить внимание на звуки, «живущие» на кухне, коридоре, затем - на звуки, доносящиеся с улицы, со стороны дороги и т. д. По окончании цепочки переключения слухового внимания необходимо обсудить все услышанные звуки с детьми.
Шумящие мешочки
Вместе с ребенком насыпьте в мешочки крупу, пуговицы, камушки. Он должен угадать по звуку, что внутри.
Волшебная палочка
Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по столу, вазе, чашке. Палочка может оживить любой предмет. Пусть ребенок закроет глаза и отгадает, какой предмет звучал.
Жмурки
Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.
Похлопаем
Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. В усложненном варианте ребенок повторяет ритм с закрытыми глазами.
Игры для развития фонематического слуха.
Не ошибись!
Ведущий называет различные слова, а игрок должен хлопнуть себя по коленям тогда, когда встретится слово с тем или иным звуком. (Хлопни себя по коленям, если услышишь звук [с] в слове: собака, стол, кот, салат …).
Игра «Кто это?»
Комарик пищит «зззз», ветер дует «сссс», жук жужжит «жжжж», тигр рычит «рррр». Взрослый издаёт звук, а ребенок отгадывает, кто его издаёт или показывает соответствующую картинку.
Верно – неверно
Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первый звук (форота, ворота, корота, борота…). Ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит правильный вариант произношения.
Кто-то что-то перепутал
Это упражнение помогает научиться различать слова, отличающиеся одной фонемой. Для этого нужно зачитать ребенку детские стишки, заменив в каком-нибудь слове один звук (или убрав его, или добавив лишний). Ребенок должен найти в стихотворении ошибку и исправить ее. Стихи могут быть самыми разными, например:
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в кости.
***
Самолёт построим сами,
Понесёмся над весами.
Понесёмся над весами,
А потом вернёмся к маме.
Шутки - минутки.
Вы читаете строчки из стихов, намеренно заменяя звуки в словах. Ребенок находят ошибку в стихотворении и исправляют её.
Примеры:
Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин том.
***
За окошком зимний сад,
Там листочки в бочках спят.
***
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет мёд.
***
Кот плывет по океану,
Кит из блюдца ест сметану.
***
Куклу, выронив из рук,
Маша мчится к маме:
Там ползёт зелёный лук
С длинными усами.
Найди ошибку и назови слово правильно.
Описание игры.
В других стихах Незнайка в словах перепутал звуки. Какой надо поставить звук, чтобы было правильно?
Ой! - кричат вокруг хозяйки - в огород забрались майки.
Доску на гору везём, будем строить новый ком.
Между гор издалека течёт бурная щека.
Мишка плачет и ревёт, просит пчёл, чтоб дали лёд.
Писем мы не написали - тучку целый день искали.
Любопытные мартышки собирают с ёлок фишки.
Здесь хорошее местечко - протекает мимо печка.
Слёзы льются у Оксанки: у неё сломались банки.
Стужа. Снег. Метут метели. Тёмной ночью бродят двери.
Прилетел из леса лук и залез под старый сук.
Мышка спряталась под горку и грызёт тихонько норку.
Утром кости к нам пришли, всем подарки принесли.
Сшил себе котёнок тапки, чтоб зимой не мёрзли шапки.
Под водою рак живёт, в поле красный лак растёт.
Подарила мама ночке разноцветные платочки.
Очень рада бочка маленьким платочкам.
Какой звук пропал в слове?
Незнайка написал зайке письмо в стихах, но в некоторых словах он пропустил звуки.
Отгадайте, какие слова он хотел написать? Какой звук пропущен? Где находится этот звук (начало, середина, конец слова)?
Написал письмо я зайке, но забыл приклеить ...арки.
Своей младшей дочке Тосе заплетает мама ...осы.
Землю роет старый к...от, под землёю он живёт.
В зоопарке живёт с...он, словно дом огромен он.
Мама кукле шар... вязала, ей Наташа помогала.
Серый вол... голодный, злой, ходит по лесу зимой.
Нам темно. Мы просим папу нам включить поярче ла...пу.
Прыгал птенчик по дорожке и клевал большие к...ошки.
На арену ... игры вышли, мы от страха все притихли.
Игры для развития фонематического анализа и синтеза
Услышь слово
Взрослый проговаривает ряды слов, ребенок должен хлопнуть, если услышит слово, начинающееся с заданного звука.
Что общего?
Произнесите три-четыре слова, в каждом их которых есть определенный звук, и спросите у ребенка, какой звук общий для всех этих слов. Желательно, чтобы заданный звук находился в словах на разных позициях — в начале, в середине и в конце. Например: цапля, нарцисс, молодец.
Придумай слова
Взрослый называет какой-нибудь звук и просит придумать слова, в которых встречается этот звук.
Какой звук начинает слово?
Вы бросаете ребенку мяч и произносите слово, которое начинается на любой гласный. Например, аист, осы, утка, эхо, иней, лучше — с ударением на первый гласный. Тогда ребенку легче его определить, а маме — выделить голосом. Услышав слово и поймав мяч, ребенок некоторое время будет думать, какой же звук первый? Пусть сам несколько раз повторит слово и, подражая вам, выделит начальный гласный. Затем четко его произнесет и вернет вам мяч.
Что за звук спрятался в середине слова?
Игра похожа на предыдущую, но гласный стоит уже в середине слова: зал, жук, дом, сэр, сыр, мир и т.д. Внимание! Берите слова только с одним слогом. Не включайте в игру такие слова, как лес, лед, люк. В них слышен один гласный звук, но гласная буква пишется совсем другая. Ребенку разница в понятиях звук-буква еще неизвестна.
Что за звук в конце слова?
Правила те же, только гласный звук надо искать в конце слов: ведро, нога, столы, бери, каратэ и т.д. Ударение опять падает на искомый звук. И не случайно: в безударной позиции некоторые гласные, например «о», «э», меняют звучание. Подобным же образом можно выделять и согласные звуки. Для работы с ними берем только первую и третью из названных выше игр («Какой звук начинает слово?» и «Что за звук в конце слова?»). Условия подбора слов те же: звук должен звучать ясно, не оглушаться и не пропадать, когда его произносят. Слова могут быть такими: мак, стул, малыш, крот, танк, волк, дом, гол и т.д.
Выбери слог со звуком «у»
Вы говорите, например: та-ту-ти, и бросаете ребенку мяч. Повторив про себя или вслух ряд слогов, ребенок должен найти слог с искомым звуком «у», произнести его вслух и вернуть мяч. Малыш затрудняется сделать выбор из трех слогов? Сократите ряд до двух. Ну а если ситуация противоположная и три слога — это слишком легко, пусть поищет среди четырех-шести слогов. Можно пойти и на такую хитрость: произнесите ряд слогов, среди которых не будет слога с искомым звуком. Интересно, догадается маленький умник, что его провели?
Выбери слово на звук «у»
Предложите малышу следующие, например, ряды слов: утка-Ира-аист, осы-ужин-эхо и т.д. Трудно выбрать из трех? Оставим два слова. Если легко — увеличим до четырех-пяти: иней-улитка-облако-Эмма, эльф-ослик-ухо-армия-Ира. Не забудем и провокационный ряд слов, где слова на звук «у» не будет.
Нанизываем колечки (бусинки и т. д.)
Называем по очереди слова со звуком с и нанизываем по одному колечку. Я говорю слово «собака» и нанизываю кольцо. Ты повторяй мое слово (одно колечко есть - собака) и называй новое, одевай в это время свое колечко (суп). Теперь снова я (или папа, или сестра и т. д.): собака, суп, солнце (одеть кольцо). Собираем гирлянду (бусы).» Слова нужно называть по порядку одетых колец. Каждый раз, играя, старайтесь увеличивать число запоминаемых слов. (Используем любые другие звуки)
Запомни и повтори слоговые ряды
Ас – ос – ус – ыс, ос – ус – ыс – ас, ус – ыс – ас – ос, ыс – ас – ос – ус