Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

«КАК ЗАКРЕПИТЬ У ДЕТЕЙ НАВЫКИ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ. ВВОДИМ ЗВУКИ В РЕЧЬ»

Дата: 25 ноября 2021 в 08:17
Автор: Ивуть Н. И.
107 просмотров

Консультация для родителей
Подготовила: учитель-дефектолог Л.Н. Стенина

В процессе коррекции звукопроизношения детей выделяют несколько этапов: постановка звука; автоматизация звука в речи.  Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы по 5-15 минут в день. Данная консультация поможет заботливым и думающим родителям ввести в речь своих детей поставленные учителем-дефектологом звуки.  

К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.  

         Главная задача этапа автоматизации звуков – постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.

Чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнения в идеале должны быть ежедневными. Задача учителя-дефектолога – поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах, но если домашних занятий будет недостаточно, то заметных подвижек может и не быть. Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок. 

Чтобы разнообразить скучные занятия и сделать эту работу более увлекательной

Задания по автоматизации поставленных звуков в речь.

Все предложенные задания можно использовать на разных этапах автоматизации звука, меняя речевой материал. Попробуйте показать детям следующие упражнения, они веселые и не требуют никакого дополнительного оборудования.

«Колокольчик» – ребенок называет картинки с автоматизируемым звуком.  Если ребенок произносит слово неправильно – взрослый звенит в колокольчик.

«Поезд» – ребенок читает сам или произносит за взрослым слоги.

«Эхо» – ребенок повторяет за взрослым слова, слоги или предложения громко, или тихо.

«Волшебная веревочка» – ребенок наматывает веревочку на пальчик и одновременно без остановки произносит слоги и слова.

«Кнопочки» – проговаривая слоги или слова с автоматизированным звуком, ребенок одновременно нажимает на нарисованные кнопочки, нарисованные на листе бумаги, сколько нарисовано кнопочек, столько раз нужно повторить.

«Шарик» – произнося слоги или слова, ребенок перекладывает из одной руки в другую теннисный мячик.

«Веселый мяч» – произносить слоги и слова под ритм, отбивая мяч об пол, или бросать его друг другу.

«Лабиринт» – проводя пальчиком по лабиринту, ребенок произносит предложения, чистоговорки, скороговорки.

«Узоры» – ребенок выкладывает или рисует разные фигурки слог или слово. Каждая фигурка обозначает слог или слово.

«Часы» – ребенок проговаривает слог или слово столько раз, сколько показывает стрелка на часах.

«Пирамидка» – нанизывая колечки пирамидки на стержень, ребенок произносит слоговые ряды или слова.

«Бусы» – нанизывая бусы на веревочку, ребенок проговаривает слог, слово или предложение. Каждая бусина обозначает отдельный слог или слово.

«Палочки или счеты» – ребенок проговаривает заданный слог или слово столько раз сколько отложено палочек или косточек на счетах.

«Улиточка» - ребенок проговаривает слоги, слова, предложения проводя пальчиком по домику улитки.

Игры для автоматизации звуков через различные упражнения на развитие моторики рук

 «Пианино». Стучим по столу пальцами, имитируя игру на фортепиано. На каждое прикосновение называем слог, слово. Можно выбрать знакомую мелодию, например: «Маленькой елочке холодно зимой» «Скажи столько же». Взрослый хлопает в ладоши (1- 4) раза, ребёнок повторяет заданный звук (слог, слово) столько раз, сколько хлопков выполнил взрослый.

«Колечки». Соединяем кончики большого и указательного пальца так, чтобы получилось колечко, называем заданный слог (слово). Теперь так же по очереди со всеми пальцами: на каждое колечко произносим необходимый слог.

Для упражнений «Колечки», «Пианино» можно предложить и следующее задание: ребёнку предлагается слово с заданным звуком, например, со звуком [л] – «ласковый», и на каждое соединение пальцев ребёнок придумывает словосочетание с этим словом. Ласковый голос, ласковая мама, ласковый котёнок и т. д. Упражнение можно выполнять сначала с большого пальца, затем с мизинца.

Эти приёмы способствуют не только повышению интереса ребёнка к занятиям, но и развивают дополнительные процессы: мелкую моторику, внимание.

Игры для автоматизации звука в словах и связной речи

Игра «Загадки» («Узнай по описанию»).

Для этой игры вам потребуются: 6-7 картинок или игрушек, в названии которых прячется закрепляемый звук. Вместе с ребенком назовите их, выделяя голосом нужный звук. Затем опишите любую из них, ребенок должен догадаться, о чем идет речь и назвать нужную картинку или игрушку. Повторите игру несколько раз. А теперь предложите ребенку роль ведущего. Ваши возможные ошибки наверняка повысят интерес малыша к игре.

Игра «Чего не стало?».

Можете использовать те же картинки или игрушки. Предложите ребенку еще раз внимательно рассмотреть картинки, назвать их, запомнить и закрыть глаза. В это время уберите одну или две картинки. Ребенок, открыв глаза, должен сказать чего не стало. Повторите игру несколько раз, меняясь с ребенком ролями.

Игра «Что изменилось?».

Это один из вариантов предыдущей игры. Вы можете менять картинки местами, убирать их, переворачивать картинки обратной стороной, добавлять новые. Ребенок должен рассказать обо всех изменениях.

Игра «Что лишнее?».

Подберите картинки так, чтобы их можно было сгруппировать по разным признакам (можно использовать картинки из лото, выбрав из них те, в названии которых есть нужный звук). Попросите ребенка найти и назвать лишний предмет и объяснить свой выбор.

Игра «Слова вокруг нас».

Попросите ребенка внимательно посмотреть вокруг и назвать все предметы, в названии которых спрятался нужный звук. Слова называйте по очереди, не забывайте иногда ошибаться и давать ребенку возможность заметить Вашу ошибку и исправить ее. Затем усложните игру - вспоминайте слова с закрепляемым звуком по какой-то определенной теме, например: «Назови животных, в названии которых есть звук Р» (зебра, носорог, тигр, пантера, кенгуру, жираф) или «Назови «зимнее» слово со звуком «С» (снег, снеговик, Снегурочка, снегирь, снегоход, снежки, стужа, санки).

В эту игру вы можете играть где угодно, используя любую свободную минутку: по пути в детский сад, в транспорте, в очереди. Дома в эту игру можно играть с мячом.

Постепенно, незаметно для себя, ребенок начинает правильно произносить закрепляемый звук не только в отдельных словах, но и во фразах. Во фразе должно быть как можно больше слов с нужным звуком. Лучше, если фразы будет придумывать сам ребенок, сначала с вашей помощью, а затем и без нее.

Игра «Найди ошибку».

Эта игра учит ребенка обращать внимание на смысл высказывания. Он должен найти смысловую ошибку в предложении и исправить ее. Примеры предложений: «Пол стоит на столе», «Дом сторожит собаку», «Капуста ест козу».

В литературе вы найдете много скороговорок, потешек, считалок, дразнилок, небольших стихов и диалогов, используйте их в ваших занятиях. Но, наверное, не стоит заучивать все подряд, выберите те, которые понравились ребенку. Дети любят выбирать. Пусть занятие принесет ребенку радость – от этого во многом зависит результат.

Необходимо помнить, что самое главное при выполнении всех этих упражнений – следить за правильным произнесением автоматизируемого звука и соблюдать рекомендации учителя – дефектолога!

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.