Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

«Использование игрушек в работе с детьми по развитию грамматического строя речи»

Дата: 15 декабря 2020 в 20:43
Автор: Ивуть Н. И.
83 просмотра

Памятка для родителей
Подготовила учитель-дефектолог : Чайковская Н.А.

Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших направлений в развитии ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность ребенка, тем выше гарантии успешности школьного обучения.

Одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников является игра. Во время игры ребенок имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделится этими знаниями с друзьями. Отдельные виды игр по-разному действуют на познавательно-речевое развитие.

Одной из важнейших задач в воспитании детей является  своевременное правильное речевое развитие: формирование грамматической стороны речи, развитие словаря, формирование связной речи. В этом очень помогают игрушки.

С помощью различных игрушек можно не только развлекать ребенка, но и формировать у него различные речевые умения, развивать память, мышление, воображение.

Чтобы ребенок смог не правильно действовать с игрушкой, а не просто манипулировать, необходимо вызвать интерес к игрушке и научить играть с ней.

Существует множество игр, простых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать в любые режимные моменты совместно с разными игрушками. Разнообразные игрушки подходят для формирования правильного грамматического строя речи. Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой в. словосочетаниях и предложениях. У детей дошкольного возраста часто отмечаются ошибки при образовании новых слов, согласовании и изменении слов в предложении.

Примеры игр и упражнений с игрушками, направленные на развитие грамматического строя речи

  • «Кто голос (звуки) подаёт?» 

Для этого понадобятся звучащие игрушки. Взрослый просит детей запомнить их и  закрыть глаза.  Затем он издает звуки, а дети называют, что звучало (погремушка,  бубен, дудка, барабан …).  Также можно использовать игрушки животных и птиц.  Взрослый произносит: «му-му»,  «мяу», …,  а дети отвечают, кто из животных голос подаёт.

  • «Кого не стало?  (прятки)»

Эта игра не только закрепляет в речи ребенка родительный падеж, но и развивает внимание и память.  Для лучшей тренировки этих психических процессов можно увеличить количество предметов.  Взрослый ставит в ряд несколько игрушек, просит детей внимательно посмотреть и запомнить их.  После этого взрослый убирает одну-две игрушки и просит назвать, кого не стало (например: козы, собаки, …).

  • «Кто к кому в гости пришёл?»

Эта  игра направлена на закрепление дательного падежа существительных и употребление  предлогов  к,  от,  у.   Поставив  игрушки  животных в ряд, взрослый выбирает одну игрушку,  которая будет ходить в гости к другим.  Затем выполняются действия и проговариваются фразы: «Зайчик в гости к лисе пришёл.  Зайчик от лисы ушёл.  Зайчик в гости к  медведю  пришёл.  Зайчик от медведя  ушёл. Зайчик в гости к волку  пришёл». Спрашивая у детей: «У кого в гостях был зайчик?» (У лисы, у медведя, у волка, … ),  взрослый тем самым ещё закрепляет и родительный падеж.

  • «Угощение»

Выставляются игрушки животных. В отдельную кучку кладётся угощение: грибы, орехи,  морковка, колбаска, ….   Взрослый просит ребенка  угостить животных,  называя кому что нужно.  Например:  зайчику дадим морковку, коту дадим колбаску, белке дадим орешки…

  • «Кого  я  люблю?»

Для  этой игры понадобятся игрушки женского и мужского рода,  разложенные на две кучки:  в одной мальчики, в другой девочки.  Взрослый даёт образец: я люблю кошку, лису, козу;  слона, волка, зайца. Важно обратить внимание ребенка на окончания слов при назывании, кого он любит. Для лучшего усвоения материала сначала перечисляются животные мужского рода,  затем женского. После дифференцируются окончания мужского и женского рода при назывании по очереди то мальчика, то девочки. Например: Я люблю кошку и слона. А ты кого любишь? А я люблю козу и зайца.

  • «Спрячь игрушку»

Взрослый дает инструкции ребенку: спрячь зайца под стол, посади его на стул, положи в шкаф, за  занавеску …  Затем спрашивает ребенка, куда он спрятал игрушку (под стол), где находится игрушка (под столом).

  • «Что изменилось?»

Эта игра направлена на закрепление  правильного употребления предлогов   за,  перед,  между, а также тренировать память и внимание. Поставив игрушки животных в ряд, взрослый предлагает детям внимательно посмотреть, кто где стоит, а затем закрыть глаза.  Взрослый меняет местами некоторых животных. Дети открывают глаза и говорят, что изменилось,  используя нужные предлоги. Например: «Заяц стоял за волком, а теперь стоит за лисой.  Лиса стояла между  козой и слоном, а теперь между слоном и  зайцем».

  • «Путешествия»

Выбрав игрушку животного, взрослый сочиняет историю его путешествия (можно использовать сказку «Колобок»).  Например: медведь из берлоги вышел,  по дороге пошел,  в речку вошел и искупался. В реке рыбу поймал. Вышел из реки, обратно по дороге пошел, в берлогу вошел и пообедал пойманной рыбой.   В этой игре закрепляются не только предлоги, но и приставочные глаголы.

Во время разнообразных игр можно не только интересно провести время, но и помочь ребенку в развитии грамматического строя речи.

Играйте с пользой!

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.