«Использование игрушек в работе с детьми по развитию грамматического строя речи»
Памятка для родителей
Подготовила учитель-дефектолог : Чайковская Н.А.
Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших направлений в развитии ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность ребенка, тем выше гарантии успешности школьного обучения.
Одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников является игра. Во время игры ребенок имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделится этими знаниями с друзьями. Отдельные виды игр по-разному действуют на познавательно-речевое развитие.
Одной из важнейших задач в воспитании детей является своевременное правильное речевое развитие: формирование грамматической стороны речи, развитие словаря, формирование связной речи. В этом очень помогают игрушки.
С помощью различных игрушек можно не только развлекать ребенка, но и формировать у него различные речевые умения, развивать память, мышление, воображение.
Чтобы ребенок смог не правильно действовать с игрушкой, а не просто манипулировать, необходимо вызвать интерес к игрушке и научить играть с ней.
Существует множество игр, простых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать в любые режимные моменты совместно с разными игрушками. Разнообразные игрушки подходят для формирования правильного грамматического строя речи. Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой в. словосочетаниях и предложениях. У детей дошкольного возраста часто отмечаются ошибки при образовании новых слов, согласовании и изменении слов в предложении.
Примеры игр и упражнений с игрушками, направленные на развитие грамматического строя речи
- «Кто голос (звуки) подаёт?»
Для этого понадобятся звучащие игрушки. Взрослый просит детей запомнить их и закрыть глаза. Затем он издает звуки, а дети называют, что звучало (погремушка, бубен, дудка, барабан …). Также можно использовать игрушки животных и птиц. Взрослый произносит: «му-му», «мяу», …, а дети отвечают, кто из животных голос подаёт.
- «Кого не стало? (прятки)»
Эта игра не только закрепляет в речи ребенка родительный падеж, но и развивает внимание и память. Для лучшей тренировки этих психических процессов можно увеличить количество предметов. Взрослый ставит в ряд несколько игрушек, просит детей внимательно посмотреть и запомнить их. После этого взрослый убирает одну-две игрушки и просит назвать, кого не стало (например: козы, собаки, …).
- «Кто к кому в гости пришёл?»
Эта игра направлена на закрепление дательного падежа существительных и употребление предлогов к, от, у. Поставив игрушки животных в ряд, взрослый выбирает одну игрушку, которая будет ходить в гости к другим. Затем выполняются действия и проговариваются фразы: «Зайчик в гости к лисе пришёл. Зайчик от лисы ушёл. Зайчик в гости к медведю пришёл. Зайчик от медведя ушёл. Зайчик в гости к волку пришёл». Спрашивая у детей: «У кого в гостях был зайчик?» (У лисы, у медведя, у волка, … ), взрослый тем самым ещё закрепляет и родительный падеж.
- «Угощение»
Выставляются игрушки животных. В отдельную кучку кладётся угощение: грибы, орехи, морковка, колбаска, …. Взрослый просит ребенка угостить животных, называя кому что нужно. Например: зайчику дадим морковку, коту дадим колбаску, белке дадим орешки…
- «Кого я люблю?»
Для этой игры понадобятся игрушки женского и мужского рода, разложенные на две кучки: в одной мальчики, в другой девочки. Взрослый даёт образец: я люблю кошку, лису, козу; слона, волка, зайца. Важно обратить внимание ребенка на окончания слов при назывании, кого он любит. Для лучшего усвоения материала сначала перечисляются животные мужского рода, затем женского. После дифференцируются окончания мужского и женского рода при назывании по очереди то мальчика, то девочки. Например: Я люблю кошку и слона. А ты кого любишь? А я люблю козу и зайца.
- «Спрячь игрушку»
Взрослый дает инструкции ребенку: спрячь зайца под стол, посади его на стул, положи в шкаф, за занавеску … Затем спрашивает ребенка, куда он спрятал игрушку (под стол), где находится игрушка (под столом).
- «Что изменилось?»
Эта игра направлена на закрепление правильного употребления предлогов за, перед, между, а также тренировать память и внимание. Поставив игрушки животных в ряд, взрослый предлагает детям внимательно посмотреть, кто где стоит, а затем закрыть глаза. Взрослый меняет местами некоторых животных. Дети открывают глаза и говорят, что изменилось, используя нужные предлоги. Например: «Заяц стоял за волком, а теперь стоит за лисой. Лиса стояла между козой и слоном, а теперь между слоном и зайцем».
- «Путешествия»
Выбрав игрушку животного, взрослый сочиняет историю его путешествия (можно использовать сказку «Колобок»). Например: медведь из берлоги вышел, по дороге пошел, в речку вошел и искупался. В реке рыбу поймал. Вышел из реки, обратно по дороге пошел, в берлогу вошел и пообедал пойманной рыбой. В этой игре закрепляются не только предлоги, но и приставочные глаголы.
Во время разнообразных игр можно не только интересно провести время, но и помочь ребенку в развитии грамматического строя речи.
Играйте с пользой!