Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

"Роль книги в речевом развитии ребёнка"

Дата: 5 ноября 2021 в 09:12
Автор: Ивуть Н. И.
83 просмотра

Рекомендации родителям

<font face="Times New Roman" size="4">Литература для детей является не только источником радости, но и источником всестороннего воспитания, в том числе и речевого развития. Она знакомит с окружающим миром, обогащая представления детей о человеческих отношениях, добре и зле, правде и справедливости. Но любовь к книге, умение использовать в жизнь полученные из нее знания не приходят к ребенку сами по себе. В дошкольные годы ребенок – активный слушатель, и его путь к книге лежит через взрослых. Трудно себе представить более благодатную почву для семейного общения, чем совместное чтение. Оно может быть веселым, развлекательным, вдумчивым, серьезным, и при умелом отборе, книга оказывает глубокое воспитательное воздействие на ребенка. В дошкольном возрасте ребенок более всего зависит от своего ближайшего окружения, от семьи. Литература для самых маленьких имеет свои особенности, и родители, становясь посредниками между ребенком и книгой, должны это понимать.</font>
<font face="Times New Roman" size="4">Различают возраст появления интереса детей к книге от 5-6 месяцев до 1 года.</font>
<font face="Times New Roman" size="4">Дети в возрасте от 8 месяцев до 2-2,5 лет могут слушать чтение 5-20 минут, в возрасте от 2,5 до 3 лет, как правило, 1 час и более.</font>
<font face="Times New Roman" size="4">Некоторым детям, при знакомстве с книгой, не важно видеть картинки. Важно слушать текст. «Узнавание» изображений у многих детей возникает только после 1 года – 1года 2 мес., и тогда в их лексиконе начинают появляться слова, источником которых являются книги. На этой стадии для детей актуальны «дидактические» книги – собрание картинок с подписями и без них. Рассматривание и комментирование картинок в книге, совместное со взрослым или самостоятельное, - особый вид «чтения», значимый для маленького ребенка. Очень важно то, какие именно предметы изображены в этих книгах, насколько их «лексикон» соответствует начальному лексикону ребенка. Множество видовых понятий усваивается ребенком из таких тематических книг: «Цветы», «Овощи», «Фрукты», «Животные» и «Птицы». Примыкают к таким книгам и разрезные картинки, которые дети любят узнавать, называть, сопоставлять.</font>
<font face="Times New Roman" size="4">К 2 годам в речи детей появляются цитаты из любимых книг. Сначала это отдельные слова, позже – цитаты, представляющие собой двух-, трехсловные высказывания, а также слова и выражения, с которыми ребенок встречается только в сказках и стихах: жили-были, рыщет, притих, косой, рык. В этом возрасте дети нередко помнят множество стихов и вставляют подходящие рифмы во время пауз при прочтении. Появляются первые попытки «инсценирования» с участием взрослых.</font>
<font face="Times New Roman" size="4">Чтение приучает детей слышать, понимать и использовать художественную речь. Пятый год жизни очень благоприятный для развития языкового чутья, но для этого взрослому нужно при чтении выделить яркие в образном отношении слова и фразы. При этом нужно помнить, что достоянием речи ребенка они станут, если у него будет возможность проговорить их. При ответе на вопросы детям представится возможность произнести их (печка пышет жаром; речи лишился).</font>
<font face="Times New Roman" size="4">Читая детям книги, необходимо учить их сравнивать, выделять общее и различное в характере героев одного художественного произведения, а также сопоставлять вид персонажей, их поступки из двух различных произведений.</font>
<font face="Times New Roman" size="4">Сравнивая, например, сказки, нужно обратить внимание детей на то, что в них общего: добро борется со злом и всегда побеждает; на долю героев выпадают большие испытания; в сказке действуют фантастические персонажи. Роль сказки состоит в том, чтобы дать образы, в которых выражаются и которыми питаются чувства детей. Чем сюжет сказки ближе к собственному опыту ребенка, тем больший эмоциональный отклик находит она в его душе. Роль сказки повышается по мере того, как ребенок овладевает речью. Наблюдения показывают, что для детей слова имеют глубокую и таинственную связь с вещами, названиями которых являются. Любимой для ребенка становится та сказка, сюжет которой наиболее близок миру его внутренних переживаний.</font>
<font face="Times New Roman" size="4">После пяти лет, когда у ребенка появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, он с удовольствием начинает придумывать, сочинять, проявляя творчество.</font>
<font face="Times New Roman" size="4">Хорошая книга является источником радостных переживаний детей, оказывает огромное влияние на умственное и речевое их развитие. Необходимо всем взрослым поставить перед собой задачу научит детей беречь книгу, объяснить им, что книга является источником знаний, результатом труда многих людей.</font>
<font face="Times New Roman">Рекомендации по развитию читательского интереса у детей:</font>
  • <font face="Times New Roman"><font size="4">Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.</font></font>
  • <font face="Times New Roman"><font size="4">Покупайте книги, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.</font></font>
  • <font face="Times New Roman"><font size="4">Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.</font></font>
  • <font face="Times New Roman"><font size="4">Обсуждайте прочитанную книгу среди членов своей семьи.</font></font>
  • <font face="Times New Roman"><font size="4">Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.</font></font>
  • <font face="Times New Roman"><font size="4">Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.</font></font>
  • <font face="Times New Roman"><font size="4">Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст.</font></font>
  • <font face="Times New Roman"><font size="4">Рекомендуйте своему ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.</font></font>
  • <font face="Times New Roman"><font size="4">Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.</font></font>
  • <font face="Times New Roman"><font size="4">Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте его личную библиотеку.</font></font>
  • <font face="Times New Roman"><font size="4">Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи.</font></font>
  • <font face="Times New Roman"><font size="4">Дарите ребенку с дарственной надписью, теплыми пожеланиями.</font></font>
  • <font face="Times New Roman"><font size="4">Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях</font></font>
<font face="Times New Roman">Литература:</font>
<font face="Times New Roman">1.        Гриценко З. А. «Пришли мне чтения доброго…». – М.: «Просвещение», 1999.</font>
<font face="Times New Roman">2.        Рудик О.С. Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности. – М, 2009.</font>
<font face="Times New Roman">3.        Соболева А.Е., Краснова С.В. Чтение с увлечением. – М, 2009.</font>
<font face="Times New Roman">4.        Стародубова Н.А. Развитие речи ребенка. – М, 2003.</font>
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.