«Предупреждение нарушений письменной речи устарших дошкольников с ТНР».
Консультация для родителей воспитанников специальной группы для детей с тяжелыми нарушениями речи
Подготовила Учитель-дефектолог: Петрова А.И.
Для овладения письменной речью имеет существенное значение степень сформированности всех сторон устной речи. Нарушения звукопроизношения, фонематического и лексико-грамматического развития в устной речи находят отображение в процессах письма и чтения.
Понятно, что ни один ребёнок не может научиться сразу, вдруг и абсолютно правильно писать и читать. Все дети проходят стадию первоначального обучения, на которой у них бывает большее или меньшее количество ошибок. Но не о таких ошибках –закономерных и естественных идет речь, когда имеют в виду патологию. Патологию письма и чтения обозначают терминами: дисграфия (от греч.) –специфическое нарушение техники письма, дислексия – специфическое нарушение техники чтения.
Классификация дисграфии осуществляется на основе различных критериев: с учетом нарушенных анализаторов, психических функций, несформированности операций письма (акустическая, оптическая и моторная).
Наибольшее распространение получила именно оптическая форма дисграфии, обусловленная неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений. Отдельные буквы не узнаются, не соотносятся с определенными звуками. Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза пространственных представлений и проявляются в заменах и искажениях букв на письме.
Выделяют следующие направления профилактики оптической дисграфии и дислексии с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, в соответствии с которыми подбираются системы игр, упражнений и заданий. Эти задания могут выполнять с детьми на занятиях педагоги.
Направления:
1. Развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса), в том числе и буквенного.
2. Уточнение и расширение объема зрительной памяти.
3. Формирование пространственного восприятия и представления.
4. Развитие тактильных ощущений.
5. Развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв из палочек, из элементов букв, реконструирование букв и геометрических форм.
Игры на развитие зрительного восприятия и узнавания(зрительного гнозиса).
Игра «Будь внимательным»
1. Назвать геометрические фигуры, сопоставить предметы с геометрическими формами с помощью линий.
2. Найти в окружающей обстановке похожие предметы.
Игра «Геометрическое домино». Узнать геометрические фигуры, назвать их. Какая фигура какую заслонила? (наложенные изображения)
Игра «Назови предметы». Назвать предметы, наложенные друг на друга. Например: груша, яблоко, слива, апельсин (лексическая тема «Фрукты»)
Игра «Узнай предмет». Узнать предметы по части (материал: предметные картинки с учетом лексических тем, на которых изображены части предметов, например, носик у чайника, крышка у кастрюли)
Игра «Назови предмет». Назвать предметы по их контурам.
Игра «Назови перечеркнутые изображения».
Игра «Назови недорисованные предметы». Определить, что неправильно нарисовал художник, какие части не нарисованы художником.
Игра «На зарядку –становись!». Распределить предметы по величине (учитывая реальные размеры). Например, предметы располагаются по возрастающей величине: мышка, заяц, медведь, тигр или, наоборот, по убывающей величине: тигр, медведь, заяц, мышка.
Игра «Разведчики». Нахождение заданной фигуры среди двух изображений, одно из которых тождественно предъявленному, второе представляет собой его зеркальное отображение.
Игра «Секретик». Назвать недорисованные предметы.
Игра «Для умок и умочек». Анализировать нелепые картинки. Рассмотреть картинки, определить, что на них нарисовано неправильно.
Игра «Журналист». Предложенные игровые задания связаны с поиском «спрятанных» художником на сюжетной картинке изображений, объединенных одной лексической темой.
Игра «Цветные лужайки». Подбор картинок к определенному цветовому фону. Детям предлагаются фоны: «лужайки» разного цвета (красного, зеленого, желтого, синего и т.д.), а также картинки с изображением предметов разного цвета (арбуза, огурца, листа, цыпленка, репы, дыни, мака, помидора, клубники). Дается задание положить картинку на свою «лужайку».
Игра «Геометрическое лото». У детей большие карты, на каждой из карт - геометрическая фигура: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник. Кроме того, имеются картинки с изображением различных предметов. Педагог показывает нарисованный предмет, дети определяют, на что похож этот предмет (на круг, треугольник, квадрат, прямоугольник). Изображение предмета кладется на карту с похожей геометрической фигурой
Игра «Парные картинки». Подбор парных карточек с геометрическими фигурами, отличающимися по цвету, размеру.
Игра «Следопыты». Нахождение заданной фигуры среди других, например, красный треугольник среди треугольников разного цвета.
Игра «Дорисуй предмет». Дорисовывание симметричных изображений (елочки, матрешки, космонавты, петрушки и т.д.
Игры на формирование буквенного гнозиса.
Игра «Назови буквы». Назвать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями. Сначала предъявляются буквы, хорошо знакомые ребёнку: А, П, О, И., затем задания усложняются.
Игра «Ошибка Незнайки». Какую букву Незнайка написал неправильно.
Игра «Укрась буквы». Обвести контурные изображения букв.
Игра «Буквоед». Дорисовать недостающие элементы букв.
Игры на развитие зрительной памяти.
Игра «Чего не стало». Дети должны запомнить и отгадать, какой игрушки не стало (количество предметов увеличивается от 5 до 10).
Игра «В гостях у Мнемозины». Запомнить и назвать предметы, увеличивая количество предметов от 5 до 10.
Игра «Что изменилось?». Определить изменения местонахождения игрушек, предметных картинок, используя предложенные конструкции: между, за, до, после, перед и т.д..
Игра «Маскарад букв». Нахождение букв по заданию педагога: «Найди самую яркую, веселую, грустную, худенькую, толстенькую, нарядную». Определить, где находятся буквы А, У, Ы, М, Н и т.д. Определить, в какую сторону смотрят буквы У, К, А, З, С.
Игры на формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительно-пространственного анализа и синтеза.
1. Ориентировка на собственном теле, дифференциация правых и левых его частей
Игровое упражнение 1 «Какой рукой кушаем, рисуем, берем предметы»
Игровое упражнение 2 «Где правая и левая рука»
Игровое упражнение 3 «Одень клипсы на левое (правое) ухо»
Игровое упражнение 4 «Одень колечко на правую (левую) руку»
Игровое упражнение 5 «Попрыгай на правой (левой) ноге»
2. Определение пространственных соотношений между предметами:
Игра «Цветные дорожки». Определение правой и левой части цветных полосок.
Игра «Каждой вещи свое место». Ориентировка в окружающей обстановке, использование в речи предложных конструкций: внизу, вверху, слева, справа, между и т.д.
Игра «Муха». Ориентировка на плоскости девятиэкранника, использование в речи выражений: вверху, внизу, в верхнем правом (левом) углу, в нижнем правом (левом) углу, в середине, в центре.
Игра «Новоселье» Ориентировка в пространстве, использование в речи предложных конструкций: до, после, перед, между, за, около и т.д.
Игра «Автотрасса». Ориентировка на плоскости, использование простых и сложных предложных конструкций.
Игра «Супермаркет». Ориентировка в окружающей обстановке, расположение предметов «товара» на полках витрин относительно друг другу. Использование простых и сложных предложных конструкций.
Игра «Воздушные виражи». Ориентировка в пространстве, развитие мелкой мускулатуры пальцев, использование предложенной конструкции: за, перед, между, около, у и т.д.
Развитие тактильных ощущений
- Серия игр «Темная лошадка». Нахождение предметов, геометрических форм на ощупь.
-Серия игр «Волшебная коробочка». Узнавание букв, изображений предметов,геометрических форм, сделанных из разных материалов.
Развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв.
- Моделирование букв, геометрических форм, предметов из бусинок, крупы, палочек, конструктора, мозаики, проволочки, ниток.
- Игры «День рождения у буквы», «Буква рассыпалась» (воссоздание и реконструирование знакомых букв).
При работе с подобными играми ребёнку нужно проявить большую наблюдательность, чтобы обнаружить замаскированные предметы, выделить их на фоне, предварительно произведя оптический анализ. Без умения сравнивать объекты, находить в них различия, анализировать детали изображения, без достаточного уровня развития зрительного восприятия и гнозиса достичь успеха будет очень трудно. В подобных играх помимо развития навыков настойчивости и наблюдательности проводится профилактика оптических нарушений чтения и письма, актуализируется словарь, формируются обобщающие понятия, осуществляется подготовка ребёнка к обучению в школе.