Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

«Направления коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями речи»

Дата: 26 ноября 2020 в 20:06
Автор: Ивуть Н. И.
557 просмотров

Консультация для родителей воспитанников специальной группы для детей с тяжелыми нарушениями речи
Подготовила учитель-дефектолог: Петрова А.И.

Тяжелые нарушения речи характеризуются своеобразием структуры нарушения и особенностями клинической симптоматики. Основной контингент дошкольных групп для детей с тяжелыми нарушениями речи составляют дети с общим недоразвитием речи, т. е. имеют место сложные речевые расстройства, при которых отмечается нарушение формирования всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой сторонам. Общее недоразвитие речи рассматривается в двух аспектах: как собирательный термин для обозначения общих признаков недоразвития всех компонентов речевой системы, наблюдаемых при дизартрии, ринолалии, алалии, и как самостоятельная форма расстройства речи (неосложненный вариант ОНР).

Основной целью коррекционно-развивающего обучения и воспитания является преодоление речевого нарушения и вторичных проявлений, вызванных недоразвитием речи, социальная адаптация и интеграция детей в общество. Особое внимание уделяется развитию речи как средства общения, коррекции общего и речевого поведения, нормализации регуляторной деятельности детей.

Реализация программного содержания осуществляется в условиях преемственности работы учителя-дефектолога и воспитателей, которые совместно решают ряд основных задач:

- охрана и укрепление здоровья детей, формирование основ здорового образа жизни;

- обеспечение всестороннего психического развития и своевременной коррекции имеющихся нарушений с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей;

- воспитание положительных качеств личности ребенка, нравственных ориентиров в деятельности и поведении, предупреждение формирования негативных личностных качеств;

- подготовка детей с тяжелыми нарушениями речи к обучению на следующей ступени образования.

В группе для детей с тяжелыми нарушениями речи создается эмоционально благоприятная обстановка, способствующая раскрепощению детей, укреплению их веры в собственные возможности, возникновению потребности в общении со взрослыми и сверстниками. Вся работа с детьми носит коррекционный характер и предусматривает необходимость воздействия не только на нарушенную сторону речи, но одновременно и в целом на все стороны речи и виды психической деятельности (познавательную и эмоционально-волевую).

Формирование правильной речи детей как полноценного средства общения — задача, которую решают учитель-дефектолог и воспитатели. Учитель-дефектолог определяет общие и частные задачи развития речи детей, намечает объем и содержание коррекционно-развивающей работы, которая осуществляется по двум направлениям: устранение собственно речевого нарушения; преодоление и предупреждение вторичных проявлений.

Учитель-дефектолог проводит следующие виды занятий: по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи,

по формированию произносительной стороны речи, по обучению грамоте (в старшей группе).

В процессе занятий по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи осуществляется развитие понимания речи; уточнение и обогащение словарного запаса; формирование практических навыков словоизменения и словообразования; построения различных типов предложений; обучение самостоятельному высказыванию (пересказу, составлению рассказов по демонстрируемому действию, по сюжетной картине и др.).

В коррекционно-развивающем обучении и воспитании сделан акцент на развитие коммуникативной компетенции детей, способности вступать в общение с окружающими людьми при помощи языковых (фонетических, лексических, грамматических) и неречевых средств (мимики, жестов, поз, взглядов, пиктограмм, предметных действий). Коммуникативная компетенция рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника, как важная предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии в освоении ведущих видов деятельности.

В процессе занятий по формированию произносительной стороны речи осуществляется развитие фонематического слуха, формирование правильного произношения звуков; закрепление произнесения слов различной звуко-слоговой структуры; подготовка к усвоению навыков звукового анализа и синтеза.

У детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдается недостаточное развитие фонематического слуха, моторики речевого аппарата, неустойчивость артикуляции при произношении звуков, своеобразие развития просодических компонентов речи (силы, тембра голоса, темпа речи). У детей с дизартрией отмечается нарушение звукопроизносительной и интонационной сторон речи вследствие нарушения иннервации речевого аппарата, что обусловливает необходимость работы по нормализации общей и артикуляционной моторики, формированию правильного звукопроизношения, коррекции просодической стороны и фонетического восприятия, развитию лексико-грамматического строя речи и связного высказывания.

Особенности звукопроизносительной стороны речи отражаются на формировании навыков звукового анализа и синтеза детей с тяжелыми нарушениями речи.

Работа по формированию произносительной стороны речи направлена на развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический, звуковысотный, ритмический слух), развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, голосового аппарата, речевого дыхания) и на этой основе формирование произношения звуков, слов. Важными этапами формирования фонематического восприятия детей являются узнавание неречевых звуков (капли воды, звонок телефона, скрип двери), различение звукокомплексов, одинаковых по высоте, силе, тембру; различение слов, близких по звуковому составу (дом—дым); дифференциация слогов и фонем.

Занятие по формированию произносительной стороны речи может включать следующие структурные компоненты: мимические, голосовые и дыхательные упражнения, разнообразные задания, направленные на усвоение детьми лексико-грамматического строя речи, игры на развитие общей и мелкой моторики

(конструирование букв из пальцев рук, из палочек, каштанов, шнурков), игры на развитие психических процессов (мышления, внимания, памяти и др.), психогимнастику, релаксацию.

В процессе занятий по подготовке к обучению грамоте решаются задачи совершенствования фонематического восприятия, уточнения и закрепления правильного произношения звуков; развития навыков звукового анализа и синтеза.

Четкие фонематические представления о звуке возможны только при правильном его произнесении. Усвоение звука предполагает выделение его из речевого потока, правильное и отчетливое произношение, различение в сочетаниях с другими звуками, дифференциацию смешиваемых звуков. Развитие артикуляционных навыков и фонематического восприятия осуществляется одновременно с развитием анализа и синтеза звукового состава речи. Упражнения в звуковом анализе и синтезе на основе кинестетических и слуховых ощущений способствуют осознанному овладению и четкому произношению звуков речи.

В процессе подготовки к обучению грамоте дети учатся различать гласные и согласные звуки; делить предложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки; объединять слоги и звуки в слова; определять позицию и последовательность звуков в слове.

В процессе обучения грамоте предусматриваются упражнения, направленные на расширение и уточнение словаря, отработку навыков словоизменения и словообразования, развитие связной речи.

Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей с тяжелыми нарушениями речи осуществляется на основе активного познания детьми окружающего мира, практического освоения ими предметной среды и сферы социальных отношений. Детей учат применять отработанные на занятиях речевые умения в разнообразных социально-бытовых ситуациях, творчески использовать их в различных видах деятельности.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.