«Источники способностей и дарований детей на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли».
В.А. Сухомлинский
Влияние ручных действий на развитие мозга человека было известно еще в древности. Специалисты утверждали, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего-на кишечник, безымянного-на печень и почки, мизинца-на сердце.
Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами («Сорока-ворона…», «Этот пальчик-дедушка …», применяемые с самого рождения ребенка) благотворно действуют на развитие детей. А уже в наше время сотрудниками Института физиологии детей и подростков установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка находится в пределах возрастной нормы.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
3. Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
4. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.
6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет “рассказывать руками» целые истории.
7. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Поэтому, тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляторной
моторики, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, развивающим речь и мышление. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности к школе.
Упражнения на развитие мелкой моторики можно разделить на несколько групп :
Традиционные:
- самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание);
- игры с пальчиками с речевым сопровождением;
- пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;
- графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;
- предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углем;
- игры: мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок, складывание матрешек;
- кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней;
- игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий-шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».
Нетрадиционные:
- самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щетками;
- использование массажного мячика (су-джок);
- игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой;
Статические (умение изображать пальцами рук развичные фигуры и удерживать их определенное время). Например: «Кольцо», «Коза», «Заяц», «Солдатики» и т.д.
Динамические (обрывание листа бумаги, вырезание ножницами).
В повседневной жизни вами используются упражнения на развитие мелкой моторики рук:
- застегивание и расстегивание пуговиц;
- шнурование;
- нанизывание колец на тесьму, шнурок;
- перебирание круп, зерен;
На ежедневных занятиях в группе:
- конструирование;
- лепка;
- мозаика;
- аппликация;
- обводка и рисование;
- раскрашивание;
- сложение различных фигур из счетных палочек, спичек;
Хочу обратить ваше внимание на следующие упражнения:
Кинезиологические упражнения (упражнения на координацию движений, например «Ладонь-ребро-кулак», «Колечки», «Горизонтальная восьмерка» и др..
Кинезиология - наука о развитии головного мозга через движение. Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи). Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Межполушарное взаимодействие возможно развивать при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Работы ученных В.М.Бехтерева, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, Н.С.Лейтеса, П.Н.Анохина, И.М.Сеченова доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.
Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка (в допустимых пределах), тем значительнее эти изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Данные методики позволяют выявить скрытые способности человека и расширить границы возможностей его мозга. Занятия устраняют дезадаптацию в процессе обучения, гармонизируют работу головного мозга. Все упражнения должны выполняться вместе с детьми, постепенно от занятия к занятию, увеличивая время и сложность. Продолжительность занятий должна составлять 10-15 минут. Проводить занятия ежедневно: утром и/или днем.
Пальчиковые игры с использованием атрибутики:
- настольный театр игрушек;
- «театр картинок»-дети ставят и передвигают картинки на подставках;
- «театр пальчиков»-на одной руке можно уместить сразу пять артистов;
- «театр петрушек»- здесь требуются умелые руки и желание произносить монологи, даже самостоятельно создавать свои сценарии, распределять роли озвучивать сценки, подбирать декорации).
Как отмечают специалисты, пальчиковые игры могут стать для детей началом их творческой деятельности, прообразом той театральной деятельности, где актеры – собственные пальцы, собственные руки.
Пальчиковые игры и упражнения – развлекательное, развивающее и оздоровительное мероприятие. Оно необходимо в любом возрасте и, конечно же не только в дошкольном учреждении, но и в любой семье, где есть ребенок.