Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения.
Усвоение речи в дошкольном возрасте – необходимое условие для овладения грамотой, для дальнейшего обучения в школе.
Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у ребенка очень важна, так как следить за речью детей нужно не только на всех занятиях, но и в процессе их повседневной жизни.
Наиболее эффективными методами формирования грамматически правильной речи являются использование заданий, упражнений и дидактических игр.
Например, очень полезно родителям читать детям «умные» сказки, стихи поэтов-классиков. Когда ребенок слушает сказки, усиливается воздействие на его воображение, развивается выразительность речи. Пересказ знакомых произведений – ступенька к составлению собственных рассказов, которые родители могут записывать в так называемые книжки-малышки с иллюстрациями детей.
Одной из главных задач формирования грамматически правильной речи является развитие речевого дыхания (выработка длительного и достаточной силы ротового выдоха, умение беззвучно и своевременно добирать воздух в процессе высказывания). Этому способствует произношение на одном выдохе загадок, пословиц, коротких считалок, чистоговорок.
Среди родителей бытует глубоко неправильное мнение о том, что речь развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает устной речью. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал правильную речь, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов. Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Следует объяснять их значение. Важно, чтобы взрослые осознавали, что невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии, а от речевых возможностей зависит общее интеллектуальное развитие человека.
Родителям вовсе не обязательно проводить с детьми специальные занятия по формированию грамматически правильной речи у ребенка. С ним просто надо играть, общаться, отвечая на множество их вопросов.
Вот некоторые примеры игровых ситуаций, которые могут использовать родители для развития грамматически правильной речи у ребенка.
Девочка помогла собрать посуду после ужина. Нелишне спросить у нее: «Сколько ложек, тарелок, чашек ты собрала?»
У вашего ребенка целый арсенал игрушечных машин. Папе без труда удастся отправиться в путешествие на машинах, приговаривая: «Ехали, мы ехали, к речке подъехали, мост переехали, дальше проехали… и т. д.»
Благодатный материал для речевого общения с ребенком дают прогулки в парк, в лес, в сквер. Можно обратить внимание ребенка на то, что дерево высокое, а куст низкий, что ручеек мелкий, а речка глубокая, что тропинка узкая, а дорога широкая.
Шагая с малышом по шуршащему ковру осенних листьев, разъясните ребенку, что с каштана упали каштановые листья, с дуба – дубовые, с клена – кленовые, с березы – березовые и т. д. соберите этот осенний букет из листьев, поставьте его в вазу и ребенок будет долго помнить и эту прогулку, и новые слова, которые он услышал.
Играя дома с веселым шустрым котенком, спросите у ребенка, куда залез котенок (в шкаф, на шкаф, за шкаф, под шкаф). Если дома нет живого объекта, можно использовать мяч, любую другую игрушку. Такая занимательная игра в прятки дает возможность ребенку усвоить простые и сложные предлоги.
Очень нравится детям игра «Неделька». После того, как ребенок выучил дни недели по порядку, спросите его: «Какой день идет за вторником, а между средой и пятницей, какой день недели и т. д.» спросите, почему пятница называется пятницей, вторник – вторником, четверг – четвергом, и если ребенок не почувствовал сам родственной связи, объясните ему ее.
Читая любимую сказку «Репка», рассмотрите иллюстрации к сказке и спросите: «Кто пришел первым? Кто пришел последним? Кто стоит впереди бабки? Кто за бабкой? Позади Жучки? Между внучкой и кошкой?» так легко, ненавязчиво ребенок усваивает слова перед, между, за, первый, последний.
Одеваясь в детский сад, на прогулку, не проводите этот процесс молча. Пусть ребенок рассказывает, что это «моя» футболка, «мое» платье, «мой» шарф, «мои» ботинки, «моя» шуба и т. д., а взрослый в это время откроет ребенку тайну: «шуба из меха – меховая, сапоги из резины – резиновые, перчатки из кожи – кожаные».
Ваша дочь играет с куклой. Обратите ее внимание на то, что у куклы не глаза, а глазки, на руки, а ручки, не уши, а ушки, не платье, а платьице, не
шуба, а шубка, не стул, а стульчик, не кровать, а кроватка. Так постепенно ребенок начинает усваивать существительные с уменьшительно-ласкательным значением.
Обучая детей счету, нужно не просто учить ребенка запоминать названия чисел, а учить перечислять предметы, согласовывая при этом существительные и числительные: пять карандашей, шесть стульев, два окна, пять яблок, две груши, один апельсин, семь листьев, два стола, четыре конфеты, три котенка, пять щенят и т. д.
Желая сформировать у ребенка предложения с союзом потому что, спросите у него: «Почему сегодня нужно взять зонт? Почему к Пете вызывали врача? Почему с деревьев опадают листья? Почему нельзя есть снег?» Можно предложить ребенку исправить ошибку: «У Кати день рождения, потому что ей подарили подарок.
День был жаркий, потому что дети пошли купаться.
Взошло солнце, потому что стало тепло.
Главное, участие родителей в речевом развитии ребёнка не должно быть разовым, каждая речевая игра, упражнение, беседа с ребёнком – неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Важно отметить, что занятия станут наиболее успешными, если они доставляют удовольствие. Положительный эмоциональный настрой совершенно необходим, поскольку занятия по принуждению, при негативном отношении к ним со стороны ребенка не дают и не могут дать положительного результата.
Литература:
1. Фомичева М.Ф: «Воспитание у детей правильной речи»
2. Туманова Г.А. «Ознакомление дошкольника со звучащим словом»