«Участие семьи в коррекции речевого развития ребенка».
Консультация для родителей
Подготовила: учитель дефектолог Л.Н. Стенина
Речь – это сложная психическая функция. Она не является врожденной способностью человека. Речевая деятельность формируется постепенно. Какие же условия являются необходимыми для своевременного и правильного формирования речи? Необходимо, что бы ребенок был соматически здоров, психически активен, имел полноценное речевое окружение, испытывал потребность в речевом общении, обладал нормальным слухом и интеллектом. Такие познавательные процессы, как внимание память, мышление являются психологической базой речи. Полноценно развитая речь возможна только при условиях хорошего развития этих функций. Поэтому, взрослые, играя с детьми, имеющими любой уровень речевого и интеллектуального развития, должны совершенствовать мыслительные операции ребенка, улучшать и расширять возможности запоминания, активизировать внимание, развивать способности к творчеству и поощрять воображение ребенка.
Речь формируется по подражанию. Родителям ребенка, имеющего нарушение речи, необходимо контролировать собственную речевую продукцию, обращая внимание на употребляемую лексику и грамматическое оформление. При этом, указывая ребенку, на какие либо конкретные ошибки, необходимо следить за отсутствием их в собственной речи.
Родителям необходимо учитывать тяжесть нарушения речи ребенка, уровень развития его речи и обращаться к нему с адекватными просьбами: что-либо повторить или сказать. К примеру, если ребенок только начал овладевать словарем и грамматическими категориями, знакомится со звуками и буквами родной речи родители, обращаясь к нему с вопросом, не должны требовать от него развернутого ответа с хорошим грамматическим оформлением.
Работа родителей состоит не только в том, чтобы способствовать собственной речевой активности ребенка, но и в том, чтобы научить ребенка слушать маму, активизируя и развивая произвольное внимание ребенка. Наиболее частой жалобой родителей является нарушение звукопроизношения ребенка. Безусловно, основную роль в исправлении звукопроизношения ребенка принадлежит логопеду. Родители могут участвовать в процессе автоматизации, то есть закрепления поставленного или исправленного звука ( или нескольких звуков), осуществляя контроль.
Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый детский вопрос.
Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Это обижает, обесценивает его достоинства. Ваш ребенок, даже имеющий серьезные проблемы в развитии, является индивидуальностью.
Важную роль играет эмоциональный контакт со взрослым: деловое сотрудничество с ним, речевое взаимодействие, организация совместной предметной и игровой деятельности.
Включайте речь во все виды деятельности: ежедневно озвучивайте ребенку ваши и его действия, наблюдайте за явлениями природы, называйте окружающие
предметы, их назначение, материалы, из которых они изготовлены. Наблюдайте и озвучивайте растительный и животный мир в вашем окружении. Позже вы можете просить ребенка комментировать ваши и свои действия. При этом развивается планирующая и регулирующая функции речи, играющие незаменимую роль в становлении речи и мышления, в умении планировать и организовывать собственную деятельность на основе словесной инструкции взрослого, а позднее и самостоятельно, в умении строить рассказы, излагать свои мысли логично и последовательно, осмыслять причинно-следственные зависимости.
Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Закреплять полученные на логопедических занятиях знания и совершенствовать достигнутые речевые возможности, а также приобретать новые знания родителям совсем не сложно. Достаточно просто ввести это в ежедневную привычку. Только мама обладает уникальной природной интуицией. Даже не овладев специальными методиками, мама несомненно может быть для своего ребенка проводником в бесценный мир понимания и общения.