«Артикуляционная гимнастика – основа правильно произношения»
Консультация для родителей
Подготовила
учитель-дефектолог Н.А. Чайковская
Язык – главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата.
Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык. Для чёткой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, нёбо.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения.
Артикуляционная гимнастика – это комплекс специальных упражнений для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимых для правильного звукопроизношения. Эти упражнения помогают подготовить ребенка к правильному произношению звука, над которым будет проводиться непосредственная работа. Артикуляционная гимнастика полезна всем детям, как с целью профилактики нарушений, так и с целью развития. Артикуляционные упражнения бывают статическими (удержание органов артикуляции в определённой позе) и динамическими (многократное повторение одного и того же движения).
Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики:
- Проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись, становились более прочными, уточнялись и совершенствовались основные движения (при нарушении звукопроизношения – 2-3 раза в день).
- Артикуляционная гимнастика делается сидя, тело не напряжено, руки и ноги в спокойном положении.
- Продолжительность занятий: 3-5 минут.
- Для того, чтобы ребенок правильно находил нужно положение языка, нужно познакомить его с названием органов артикуляции: кончик языка, боковые края языка, передняя часть спинки языка.
- Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом вместе с ребенком. Ребенок должен видеть, что язык делает.
- Начинать выполнять гимнастику нужно в медленном темпе. Постепенно темп увеличивается.
- Не огорчайтесь, если сразу некоторые упражнения не будут получаться. Попробуйте повторять их вместе с ребенком, признаваясь ему: «Смотри, у меня тоже не получается. Давай попробуем еще раз вместе».
- Если у ребенка не получается какое-то движение, можно использовать механическую помощь: ватной палочкой или чистым пальцем придать языку нужное положение.
- Будьте терпеливы, ласковы, спокойны. Все получится. Остановитесь, если ребенок устал. Отложите занятие, если ребенок болен или плохо себя чувствует.
- Не употребляйте слово «неправильно». Поддерживайте малыша, хвалите даже за незначительные успехи.
В дошкольном возрасте основная деятельность детей – игровая. Ребенок, увлекаясь игрой, часто не замечает, что его учат. Каждое упражнение желательно проводить в игровой форме с обязательным повторением (3-5-10-15-20 раз). Хорошо подобрать к каждому упражнению картинку-образ. малыши так любят подражать. Это внесет элемент игры в важный и трудоемкий процесс формирования точных движений органов артикуляции. Проводить гимнастику можно в виде сказки. Детям нравятся сказки о приключениях язычка, можно использовать театр пальчиков и языка.
Примеры артикуляционных упражнений
Упражнения для губ
- Улыбка.
Так, чтобы не было видно зубов, удерживать губы в улыбке.
- Трубочка.
Вытягивать губы трубочкой.
- Заборчик.
Улыбаться, при этом зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
- Бублик.
Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперёд, так что верхние и нижние резцы видны.
- Кролик.
Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
Упражнения для подвижности губ
- Щётка.
Нужно покусывать и почесывать зубами сначала верхнюю, потом нижнюю губу.
- Улыбка - Трубочка.
Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
- Пятачок.
Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.
- Говорящие рыбки.
Хлопать губами друг о друга.
- Хлопок.
Щёки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался отчётливый звук.
- Недовольная лошадка.
Поток выдыхаемого воздуха посылать к губам, пока они не начнут вибрировать, и будет слышаться звук, похожий на фырканье лошади.
- Сдувшийся мяч.
Рот широко открыть, губы втягивать внутрь, плотно прижимаясь к зубам.
Пример артикуляционной сказки
Веселая прогулка (Е. М. Косинова)
Жил-был Язычок в своем домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко, посмотрел, какая погода. А потом опять в домик спрятался.
Увидел Язычок, что погода хорошая, и пообедал гулять во двор. Только сошел с крылечка, как услышал, что в траве кто-то шуршит. Присмотрелся Язычок повнимательнее: из травы иголки торчат. Это был… ежик. Он бегал в траве по кругу: то в одну сторону, то в другую. Давай покажем, как бегал ежик.
Убежал Ежик в клумбу с цветами. Цветочки были такие красивые, что Язычку захотелось их понюхать. Понюхал он один цветок и воскликнул: «Ах, как пахнет!» Понюхал другой и опять воскликнул: «Ах, как пахнет!»