Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

«Артикуляционная гимнастика – основа правильно произношения»

Дата: 26 ноября 2020 в 20:11
Автор: Ивуть Н. И.
120 просмотров

Консультация для родителей
Подготовила
учитель-дефектолог Н.А. Чайковская

Язык – главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата.

Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык. Для чёткой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, нёбо.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения.

 Артикуляционная гимнастика – это комплекс специальных упражнений для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимых для правильного звукопроизношения. Эти упражнения помогают подготовить ребенка к правильному произношению звука, над которым будет проводиться непосредственная работа. Артикуляционная гимнастика полезна всем детям, как с целью профилактики нарушений, так и с целью развития. Артикуляционные упражнения бывают статическими (удержание органов артикуляции в определённой позе) и динамическими (многократное повторение одного и того же движения).

Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики:

  1. Проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись, становились более прочными, уточнялись и совершенствовались основные движения (при нарушении звукопроизношения – 2-3 раза в день).
  2. Артикуляционная гимнастика делается сидя, тело не напряжено, руки и ноги в спокойном положении.
  3. Продолжительность занятий: 3-5 минут.
  4. Для того, чтобы ребенок правильно находил нужно положение языка, нужно познакомить его с названием органов артикуляции: кончик языка, боковые края языка, передняя часть спинки языка.
  5. Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом вместе с ребенком. Ребенок должен видеть, что язык делает.
  6. Начинать выполнять гимнастику нужно в медленном темпе. Постепенно темп увеличивается.
  7. Не огорчайтесь, если сразу некоторые упражнения не будут получаться. Попробуйте повторять их вместе с ребенком, признаваясь ему: «Смотри, у меня тоже не получается. Давай попробуем еще раз вместе».
  8. Если у ребенка не получается какое-то движение, можно использовать механическую помощь: ватной палочкой или чистым пальцем придать языку нужное положение.
  9. Будьте терпеливы, ласковы, спокойны. Все получится. Остановитесь, если ребенок устал. Отложите занятие, если ребенок болен или плохо себя чувствует.
  10. Не употребляйте слово «неправильно». Поддерживайте малыша, хвалите даже за незначительные успехи.

В дошкольном возрасте основная деятельность детей – игровая. Ребенок, увлекаясь игрой, часто не замечает, что его учат. Каждое упражнение желательно проводить в игровой форме с обязательным повторением (3-5-10-15-20 раз). Хорошо подобрать к каждому упражнению картинку-образ. малыши так любят подражать. Это внесет элемент игры в важный и трудоемкий процесс формирования точных движений органов артикуляции. Проводить гимнастику можно в виде сказки. Детям нравятся сказки о приключениях язычка, можно использовать театр пальчиков и языка.

Примеры артикуляционных упражнений 

Упражнения для губ

  1. Улыбка.

Так, чтобы не было видно зубов, удерживать губы в улыбке.

  1. Трубочка.

 Вытягивать губы трубочкой.

  1. Заборчик.

Улыбаться, при этом зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

  1. Бублик.

Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперёд, так что верхние и нижние резцы видны.

  1. Кролик.

Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Упражнения для подвижности губ

  1. Щётка.

Нужно покусывать и почесывать зубами сначала верхнюю, потом нижнюю губу.

  1. Улыбка - Трубочка.

Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.

  1. Пятачок.

 Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

  1. Говорящие рыбки.

Хлопать губами друг о друга.

  1. Хлопок.

Щёки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался отчётливый звук.

  1. Недовольная лошадка.

Поток выдыхаемого воздуха посылать к губам, пока они не начнут вибрировать, и будет слышаться звук, похожий на фырканье лошади.

  1. Сдувшийся мяч.

Рот широко открыть, губы втягивать внутрь, плотно прижимаясь к зубам.

Пример артикуляционной сказки

Веселая прогулка (Е. М. Косинова)

Жил-был Язычок в своем домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко, посмотрел, какая погода. А потом опять в домик спрятался.
Увидел Язычок, что погода хорошая, и пообедал гулять во двор. Только сошел с крылечка, как услышал, что в траве кто-то шуршит. Присмотрелся Язычок повнимательнее: из травы иголки торчат. Это был… ежик. Он бегал в траве по кругу: то в одну сторону, то в другую. Давай покажем, как бегал ежик.
Убежал Ежик в клумбу с цветами. Цветочки были такие красивые, что Язычку захотелось их понюхать. Понюхал он один цветок и воскликнул: «Ах, как пахнет!» Понюхал другой и опять воскликнул: «Ах, как пахнет!»

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.